Техника сграффито

Сграффито – «каменные» картины и изысканные орнаменты в вашем жилище

Сграффито в переводе с итальянского означает «процарапанный». По сути, это не вид декоративной штукатурки, а особенный, оригинальный вид нанесения. Техника выполнения намного ближе к рисованию и лепнине, поскольку результатом такой отделки является рельефное цветное изображение.

Что такое сграффито?

Штукатурный слой может быть не только однородным, фактурным или включать в себя разнообразные интересные наполнители. Штукатурка сама может быть основой художественного полотна. В этом суть искусства сграффито.

Понятие и особенности

В качестве материала использовать разрешается любой известково-цементный раствор высокого качества. Причем допускается как однородная цветная штукатурка, так и имитирующая природный камень, то есть, с наполнителем из каменной крошки. Единственное требование – последняя не должна включать фракцию с диаметром больше 3 мм, а для последнего отделочного слоя так и не более 1,5 мм.

Основной штукатурки для сграффито может служить:

  • портландцемент марки М400 в соотношении с кварцевым просеянным песком 1:2, 1:3, 1:4;
  • цемент-известь в пропорции к песку 1:0, 2:3, 4:4,5 и так далее;
  • гидравлическая известь – она наиболее прочна, в соотношении с кварцевым песком 1:4,5.

Суть техники сграффито такова: на поверхность наносят несколько штукатурных слоев разного цвета. А когда верхний слой схватывается, но еще не просох, приступают к созданию изображения: разными инструментами удаляют верхние слои штукатурки, чтобы обнажить слой нужного цвета. В результате формируется сложное многоцветное изображение или узор.

Более подробно о технике сграффито и ее видах расскажет виде ниже:

Преимущества и недостатки

Преимущество такой техники таковы:

  • абсолютная индивидуальность оформления – даже если в качестве шаблона использовалась знаменитая фреска, ее отражение на штукатурке будет совершенно неповторимым;
  • штукатурка влагостойкая, такая отделка допускается в самых сырых помещениях. Можно мыть даже с использованием бытовой химии;
  • ни плесени, ни грибкам отделка не поддается;
  • и конечно же, не горит и не поддерживает горения.

Недостатки ее связаны со сложностью нанесения:

  • рельеф особенно сложный и тонкий в какой-то степени собирает пыль, а также копоть и жир, если речь идет о кухне. Поэтому очищать такую поверхность следует чаще;
  • время формирования изображения относительно невелико, однако сама техника весьма трудоемка, так что стоимость такой услуги велика.

Сграффито в интерьере (фото)

Роль в интерьере

Столь эффектное и оригинальное оформление редко когда занимает всю поверхность стены, а тем более всех стен в комнате. Такой прием использовался в парадных залах дворцов, однако в современном, тем более, городском жилище, это неприемлемо.

Рельефное изображение – очень яркая деталь интерьера. Она значительно привлекательнее мебели, например, и при чрезмерном использовании превратит гостиную или спальню в музей. Исключение составляет только ванная – невелика, и не предполагает ощущения пространства, как в жилых комнатах. Но и в этом случае стены и потолок нужно связать не столько одинаковыми мотивами, сколько единством темы.

Зато в качестве фрагментарной отделки сграффито не знает себе равных:

  • стенные панно – на фоне однородной отделки смотрятся особенно эффектно, действительно как картины;
  • интересно сочетание сграффито с отделкой, повторяющей по цвету или фактуре фоновый слой штукатурки – фактурную отделку, мрамор, оникс. В этом случае картина как бы выступает из облицовки стены;
  • выделение архитектурных деталей – ниши, например, обрамление кровати, стены над ванной и прочее. Отделка привлекает внимание и тем самым, зонирует помещение;
  • целиком стену может занимать панорамное изображение. В этом случае его делают двух- или трехцветным, причем с цветами близкого оттенка. Здесь сграффито имитирует настоящую фреску;
  • отделка потолка – причем в маленькой комнате сграффито может занимать практически весь потолок за исключением розетки под люстру и основательного бордюра. А вот в большой лучше разделить потолок на сектора, где рельефное изображение будет чередоваться с более однородной структурой.

О технологии штукатурки графито кантри расскажет это видео:

Возможные цвета

Традиционно для сграффито используют природные пигменты. Именно эта особенность и повышает стоимость штукатурного слоя. Дело в том, что для сграффито цвета должны быть насыщенными, поэтому содержание пигмента в смеси в десятки раз больше, чем в лакокрасочном составе того же оттенка и интенсивности.

Используют щелочестойкие пигменты поскольку в состав штукатурки входит известь.

  • Так, перекись марганца обеспечивает различные оттенки серого.
  • Охра позволяет получить разнообразный желтый и коричневый.
  • Оксид хрома создает яркую или густую зелень.
  • Ультрамарин обеспечивает чистейший синий цвет.
  • Красный порождает мумия и киноварь.
  • А розовый создает совсем уже «простой» пигмент – молотый красный кирпич.

Плюс такого решения – снижение стоимости, большое разнообразие красок, их интенсивность. Минус – для росписи в стиле фрески нужны не столько яркие, сколько природные оттенки, что возвращает мастера-штукатурщика к старым проверенным природным красителям.

Как изготовить раствор для нее своими руками?

Основой отделки сграффито служат самые привычные цементно-известковые растворы с повышенной долей пигмента. Сделать их самостоятельно вполне по силам даже новичку. Основная сложность заключается вовсе не в приготовлении смеси, а в финальной обработке поверхности.

Составы вполне традиционны, например, смесь золотистого цвета из расчета на 10 кг включает в себя такие ингредиенты:

  • портландцемент (белый, разумеется) – 600 г;
  • известковое тесто – 2 кг;
  • кварцевый песок, лучше всего, люберецкий – 7 кг;
  • золотистая охра – 400 г.

Наполнители и пигменты могут варьироваться, при этом масса портландцемента и известкового вяжущего должна изменяться в соответствии с массой другого компонента.

Последовательность изготовления одинаковая:

  1. Сначала смешиваются мелкодисперсные компоненты, затем добавляется наполнитель, а в последнюю очередь – вода, до получения сметанообразной консистенции.
  2. Несколько иначе готовится последний слой. Он представляет собой водный раствор компонентов. Чаще всего наносится кистью, а не шпателем.
  3. Состав последнего слоя таков из расчета на 10 кг сухой смеси:
    • портландцемент 400 – 2 кг;
    • известь-пушонка – 1,32 кг;
    • песок – 2 кг;
    • доломитовая мука – 3,34 кг;
    • пигмент – не более 1,32 кг.
  4. Финишный слой может включать только мелкие фракции наполнителя – от 1,5 мм и ниже. Готовится состав так: сначала смешивают известь, цемент и краситель, затем соединяют с песком и доломитовой мукой. Состав затворяют водой за 30 минут до использования. Консистенция жидкая.

Техника нанесения

Сама по себе технология, техника нанесения штукатурки сграффито не слишком отличается от обычной: подготовка, нанесение грунтовочного слоя и нескольких тонких накрывочных слоев. А вот финишный этап обработки требует массы специальных инструментов и умений.

Необходимые инструменты

  • Кельма – мастерок с закругленными краями.
  • Полутерок или терка, полиуретановая или деревянная, для разглаживания и уплотнения слоя – здесь это крайне важно. Лучше всего использовать несколько, если сграффито многоцветное.
  • Широкие кисти – для тонких слоев штукатурки.
  • Резцы – лезвия с различным профилем для прорезания слоя.
  • Скоблилки – приспособления для удаления слоя.
  • Трафареты и шаблоны для тонкослойного сграффито.

Процесс оштукатуривания

Для начала рекомендуется наносить сграффито на фанерную доску или ДСП с тем, чтобы достичь определенных умений в этой области. А затем уже приступать к штукатурке стены.

  1. Выровненную и очищенную поверхность смачивают водой. После того как влага впитается, наносят грунтовый слой – смесь гашеной извести и песка. В качестве грунтовочного слоя может использоваться один из цветных растворов. Слой уплотняют и затирают полутерком. Ни в коем случае нельзя допускать появления раковин. Рекомендуется сделать насечки, чтобы следующие слои держались лучше.
  2. Спустя 20–25 минут, когда первый слой схватится, наносят второй – цветной. Его толщина самая большая — 6–7 мм.
  3. Через 15–20 минут наносят второй слой. Он тоньше – 3–4 мм.
  4. Чтобы штукатурка обладала достаточной прочностью, количество слоев не должно превышать 5–6. Причем каждый следующий слой становится все тоньше. При этом укрывистость его должна быть достаточной: сквозь верхний слой нижний не просвечивается.
  5. Финишная отделка изготавливается более жидкой и наносится кистью. Ее толщина – 1–2 мм.
  6. Спустя 20 минут можно приступать к вырезанию изображений. Делать это можно в течение 5–6 часов, после схватывания последнего слоя. Поэтому работа по созданию рисунка должна проводиться непрерывно. При больших объемах, последний слой наносят поочередно на участки такой величины, которые могут быть обработаны за 5–6 часов.

Методы конечной обработки

Основной

При слишком сложном изображении или не слишком большом опыте мастера используются трафареты. Их изготавливают из картона, на который с помощью лекала или без него наносится необходимый рисунок.

Затем контуры рисунка прокалывают штопальной иглой или прорезают частично. А чтобы трафарет не разрушился при соприкосновении с влажной штукатуркой, его пропитывает олифой и оставляют высыхать под грузом для распрямления.

Различают 2 основных способа создания сграффито.

  • Набивка рисунка – трафарет прикладывают к поверхности захватки обрабатываемого участка, а затем кистью или тампоном, смоченным в растворе мела или пигмента, наносят прямые слабые удары с тем, чтобы пигмент, просочившись сквозь отверстия, образовал рисунок на поверхности.
  • Выборка раствора – здесь трафарет выполняется в виде каждой детали. Элементы по очереди прикалывают к участку в нужной последовательности и прорезают верхний слой штукатурки резцом по контуру. Такой метод требует большой аккуратности, потому что любая лишняя насечка может испортить всю картину.

Дальнейшая обработка одинакова: контур прорезается полностью резцами, а затем скоблилками необходимой формы внутри контура удаляются все слои штукатурки до слоя нужного цвета. Рисунок получается рельефный, поскольку разные цвета находятся на разной глубине. Эту особенность нужно учесть, когда планируют изображения.

Облегченный способ

При набивке рисунка часто применяют облегченную технологию: набивают через трафарет нужный пигмент, а затем лишь подравнивают резцом полученные детали. В этом случае наносят лишь грунтовочный слой, а затем, с помощью разных трафаретов, набивают цветной рисунок. Строго говоря, к сграффито это уже не имеет отношения.

При этом также предлагается два способа обработки:

  • фон картины является верхним слоем штукатурки, в этом случае изображение как бы уходит в глубину;
  • фон выступает первым слоем, а изображения формируются выпуклыми.

Очень важно здесь соблюдать правильную последовательность, чтобы деталь первого плана не оказалась более заглубленной, чем деталь второго плана. Обработка готового изображения не проводится. Более того, со временем, когда появляются отдельные сколы и трещинки, сграффито становится только более ярким и ценным.

Сколько это стоит?

Стоимость материала для сграффито ненамного превышает цену обычной известково-песчаной штукатурки, если речь идет о синтетических красителях. Смеси с природными пигментами будут дороже.

  • Стоимость же самой работы зависит от площади, от сложности изображений, от количества оттенков.
  • Даже самый простой вариант двухцветного сграффито обойдется в 4500 р. за кв. м.
  • Сложное многокрасочное панно, тем более воспроизводящее картину или фреску, стоит от 10500 р. за кв. м.

Сграффито – интересная и совершенно уникальная отделка. Причем красота ее и уникальность зависит не от материалов, а только от умения, старания и таланта мастера, выполняющего работу.

Еще больше полезной информации о технологии нанесения графито и сграффито содержит этот видеосюжет:


Высокодекоративная художественная отделка сграффито для интерьера и фасада

Автор: Человек Труда 7 151Опубликовано 11.1.2016

Существует ряд декоративных штукатурок, сутью которых является создание объемных текстур, узоров и даже сложных рисунков на минеральной поверхности. Такие объемные рисунки (в зависимости от глубины и вида рельефа) называются барельефами, горельефами, контррельефами и койланаглифами.

Об этих видах рельефов и способах их выполнения можно прочитать в статье «Основные принципы выполнения объемных рисунков штукатуркой», а сейчас рассмотрим наиболее древнюю, монументальную технику сграффито – не по праву забытый способ выполнения цветных декоративных штукатурных рисунков.

Наиболее примитивным способом нанесения узоров на минеральный штукатурный слой этой техникой пользовались даже первобытные люди: археологи нашли выцарапанные узоры на пластах глины, нанесенные на стены пещер. Однако, происхождение определения «сграффито», как вида монументальной художественной резьбы по штукатурке, имеет итальянские корни и переводится как «выцарапывание».

Суть техники заключается в нанесении нескольких слоев цветных штукатурных составов, и выполнении по ним (на сырую, пока слоя не схватились) рельефа путем выцарапывания контуров рисунка, на заданную глубину, до необходимого цветного слоя. В результате, получается не только рельефный, но и цветной, с винтажным эффектом, узор.

Сегодня выполненная по всем правилам традиционной техники, штукатурка сграффито практически не встречается, более того, почти все современные мастера профильной специализации – маляра и штукатуры вовсе ничего не знают об этой декоративной отделке.

Материалы для выполнения штукатурки сграффито

Стоит отметить еще одно преимущество, которым обладает цветная штукатурка сграффито: с годами, портясь, она стает более декоративной, ведь создается эффект старинного, античного декора. Именно поэтому не стоит беспокоиться о защите слоем высокопрочного лака, воска, и др.

Но это естественное состаривание минеральной поверхности наиболее уместно в случае, если изображаемый рисунок с цветовой гаммой по древним мотивам (египетские и грецкие узоры и изображения Богов, например).

Материалы для подготовки поверхностей под выполнение в технике сграффито подбираются с вяжущим составом, на котором будут готовиться и следующие, декоративные слои. Речь идет о пропорциях составов для чернового оштукатуривания поверхностей. Для наружной и отделки в помещениях с высокой влажностью используются водостойкие составы, для сухих помещений внутри – неводостойкие.

Однако в любом случае, так как сграффито – очень дорогой вид отделки, подготовка должна выполняться традиционными растворами высокой марки, или современными высокопрочными составами из сухих смесей. На таблице предложены традиционные составы материалов средних и высоких марок.

Пропорция (вяжущее: песок)

Известь лучше всего применять гидравлическую по причине того, что она считается наиболее прочной. Существуют еще глиноизвестковые составы, но они имеют низкую марку, и нежелательно их применять для подготовки под декоративные отделки.

Известково-гипсовый традиционный состав применять для сграффито не вариант – то, что быстро схватится подготовительный слой – то нестрашно, а вот цветные слои на таком вяжущем невозможно будет успеть прорезать на мокрую.

Читайте также:  Что такое декоративные акриловые панели (декоакрил)?

Нецелесообразно применять и современные составы на гипсовой основе по причине того, что их переходная фаза «гелеобразная» (между жидким и затвердевшим раствором), во время которой производится резьба сграффито, очень мала по времени.

Материалы для декоративных слоев, именуемых также финишными, представляют собой те же традиционные штукатурные составы, только с тщательно просеянным, промытым, мелкофракционным (мелкозернистым) песчаным наполнителем, желательно – кварцевым песком.

Во время приготовления, такие чистовые составы подкрашивают введением пигментов (красителей), по традиционным технологиям – натурального происхождения. На основе натуральных красителей, цветная декоративная штукатурка сграффито является очень дорогостоящей, поэтому сейчас немного отступают от традиционной технологии и пользуются синтетическими пигментами.

Для таких целей нужно брать естественно, щелочестойкие пигменты, и учитывать, что расход их при нанесении полноценной толщины штукатурного слоя, будет в десятки раз больше, чем при колеровании лакокрасочных составов. На таблице предложены соотношения пигментов к вяжущим и наполнителям для приготовления 10 кг декоративного цветного состава.

Пропорции цементно-известкового декоративного цветного раствора сграффито для фасада
ЦветВяжущие компонентыНаполнителиПигменты натуральные
Тип портландцементаТип известиПесчаный, фракции, ммТонкого помола
Белыйобыкновенный портландцементизвесть пушонкаПесок мраморный 0,25-0,5мука мраморная
700 г1 кг7 кг1,3 кг
Светло-серыйобыкновенный портландцементизвестковое тестопесок кварцевыйПерекись марганца
500 г2 кг7,4 кг100 г
Желтый насыщенныйбелый портландцементизвестковое тестоПесок люберецкий кварцевыйОхра золотистая
600 г2 кг6,8 кг600 г
Золотисто-желтыйбелый портландцементизвестковое тестоПесок люберецкий кварцевыйОхра золотистая
600 г2 кг7 кг400 г
Желтыйобыкновенный портландцементизвесть пушонкаПесок мраморный 0,5-2Мука мраморная
2 кг1,5 кг5 кг1,5 кг
Светло-зеленый (вариант 1)обыкновенный портландцементизвестковое тестопесок кварцевыйУльтрамаринОкись хрома
400 г2 кг7,4 кг500 г1,5 кг
Светло-зеленый (вариант 2)белый портландцементизвестковое тестопесок кварцевыйОкись хрома
200 г2,2 кг7,4 кг200 г
Зеленыйобыкновенный портландцементизвесть пушонкаКрошка зеленого офикальцита фракции 0,2-2Окись хрома
1,5 кг1,5 кг6 кг1 кг
Синийбелый портландцементИзвестковое тестоПесок белый речной или кварцевыйУльтрамарин
200 г1,8 кг6 кг1 кг
Кремовыйобыкновенный портландцементизвесть пушонкаПесок белого мрамора 0,5-2Песок белого известняка 0,5-2Охра золотистая
800 г1,2 кг1,8 кг6 кг200 г
Розовыйобыкновенный портландцементизвестковое тестоПесок мраморный 0,25-0,5Мумия
400 г2 кг7,3 кг300 г
Терракотовыйобыкновенный портландцементизвесть пушонкамолотый кирпич (цемянка)Песок люберецкий кварцевыйжелезный
1 кг1,5 кг1,5 кг5,8 кг200 г

Что касается цементно-известковой краски, которая может применяться в качестве последнего слоя, то она имеет немного другой состав, чем штукатурка сграффито и представляет собой водный раствор тонкого помола компонентов. Приготовление (в массовой части на 10 кг сухой смеси): портландцемент марки 400 – 2 кг; известь-пушонка – 1,32 кг; пигмент – не более 1,32 кг в сухом виде перемешивают, затем добавляют мелкий кварцевый песок – 2 кг, а затем доломитовую муку – 3,34 кг, и снова перемешивают. Затворяют водой за полчаса до начала окраски.

Люберецкий песок – это состав из двух фракций: 0,5-1 мм – 11,2% и 0,05-0,25 мм – 88,4%. Также его преимущество – минимальное количество нежелательных примесей, которые могут повлиять на цветовые и технические характеристики составов для сграффитовой штукатурки. Название он получил от месторождения, где его добывают. Бывают и другие кварцевые пески с похожим, подходящим процентным содержанием двух фракций. Что касается простого кварцевого песка, то его фракция как и любого другого, для штукатурных работ, равна около 1 мм.

Эта таблица пропорций цементно-известкового раствора сграффито подходит для расчетов фасадной штукатурки, так как имеет необходимую для нее водостойкую цементную составляющую. Для «внутрянки» же, в сухих помещениях подойдет наиболее классический материал – известковая цветная штукатурка (без, или с минимальным количеством второго вяжущего), таблицу пропорций которой можно наблюдать далее.

Пропорции известкового декоративного цветного раствора сграффито для интерьера
Цвет раствораВяжущееНаполнительПигмент
Белыйизвестковое тестобелый песок
1 (2 л, 2,8 кг)3 (6 л, 8,7 кг)
Желтыйизвестковое тестобелый песокохра
1 (2 л, 2,8 кг)3,5 (7 л, 10,15 кг)0,2 (0,4 л, 1,2 кг)
Зеленый (от светлого тона)известковое тестобелый песококись хрома
1 (2 л, 2,8 кг)3 (6 л, 8,7 кг)0,1 (0,2 л, 1 кг)
Красныйизвестковое тестобелый песокмумия
1 (2 л, 2,8 кг)3(6 л, 8,7 кг)0,4 (0,8 л, 2 кг)
Синийизвестковое тестобелый песокультрамарин
1 (2 л, 2,8 кг)3(6 л, 8,7 кг)0,3 (0,6 л, 1,5 кг)
Коричневыйизвестковое тестопортландцементбелый песокохра золотистаяумбра
1 (2 л, 2,8 кг)3 (3 л, 3,6 кг)3,5 (7 л, 10,15 кг)0,3 (0,6 л, 1,8 кг)0,1 (0,2 л, 0,8 кг)
Розовыйизвестковое тестобелый песокЦемянка (кирпич молотый)
1(2 л, 2,8 кг)2,5 (5 л, 7 кг)0,3 (0,6 л, 1,26 кг)

Представлены приблизительные расчеты, которые могут неточно совпадать с имеющимися материалами, так как плотность материалов взята средняя по ГОСТ. К примеру, сухой и влажный песок имеет разбежность в 50 г/1 л.

Для покрытия последнего, лицевого слоя, могут использовать очень жидкую, колерованную известь, так называемую «кистевую штукатурку». Самый элементарный ее состав – известковое тесто с введенным пигментом необходимой концентрации для получения той или иной насыщенности оттенка. Состав разводят до жидкости краски, расход которой, как правило, составляет 250-350 г/м2, в некоторых случаях – до 500 г/м2.

Пропорции расхода пигмента на 1 л известкового теста

Сграффито — оригинальный способ декора стен. Фото

Стены — это первое на что падает взгляд при входе в помещение. Не зря первое творчество в людях начало проявляться с наскальных рисунков. Ручное оформление при этом ценится выше остальных, так как это сопряжено с высокой сложностью. Одной из таких техник является сграффито.

Сграффито что это?

Сграффито — это слово итальянского происхождения, в буквальном переводе — это означает выцарапывание. Техника сграффито подразумевает использование штукатурки, минимум два слоя. Базовый слой служит фоном, а потому лучше, если его цвет будет отличаться от второго и последующих слоев.

А техника подразумевает вначале нанесение первого слоя, после высыхания наносится второй, но до его высыхания он снимается в строго определенных местах. Таким образом формируется объемный рисунок или орнамент. Про такой дизайн стен смело можно сказать — это декоративная штукатурка. Отчасти она напоминает барельеф и фрески.

Для такой работы используется 3-и и больше слоев, отличных по цвету. Такая настенная «живопись» в интерьере выглядит впечатляюще и по настоящему дорого.

Техника сграффито фото

Где используют сграффито?

Эта техника имеет довольно глубокие корни в итальянском прошлом. В 15-17 веках, техника сграффито использовалась для украшения уличных стен зданий. В наше время по примеру из итальянского прошлого таким методом украшают фасады домов. Поскольку метод реализуется в ручную, а процесс этот не простой, редко его применяют декора площади всех стен. Чаще всего украшаются те части дома, которые акцентировали на себе внимание или создавали изящный акцент. А потому для этих целей подходило пространство вокруг окон, место под крышей по всей ее длине, у цоколя и углах дома.

Но также успешно сграффито применяют в интерьере. Внутри дома таким образом украшают не только стены, но и потолки, колонны. С его помощью создается акцентное панно в гостиной, спальной комнатах. Иногда таким образом создается декоративный кантик вокруг какого то объекта на стене.

Штукатурка сграффито фото

Плюсы и минус

Любой метод в оформлении имеет свои преимущества и не достатки. Граффито не стал исключением, он также имеет две стороны.

Достоинства

Ручной труд — это всегда уникальное творение, со своим почерком. А потому оформление стены, внутри и снаружи особенно притягательны для человеческого взгляда. Тонкие нотки творения чувствуются в таких вещах особенно сильно. Для владельцев такого дизайна стен — то гордость, а для гостей это искусство — предмет эстетического восхищения

Благодаря использованным материалам — штукатурки, стены декорированные таким образом не боятся воды и огня. На поверхности не появляется плесень и грибок

Недостатки

Сложность реализации, создаить граффито на стене это не поклеить обои, процесс на много сложней. А потому требует больше времени на реализацию. Кроме этого понадобится терпение, усидчивость и конечно же отработанные навыки. Без знаний и опыта своими руками реализовать такие вещи крайне сложно. Поэтому для работы стоит пригласить мастера-художника такого дела.

Декортивная штукатурка сграффито

Результат получается отменны, но и его стоимость не мала. Так как работа сложная по всем параметрам, стоит она дорого. Кроме этого для придания эффектного вида объемному рисунку используются специальные дорогостоящие материалы.

Техника выполнения сграффито

Не стоит бросаться к работе и придумывать рисунок по ходу. При таком методе первое, что необходимо сделать это нужно определиться с образом, который хотели бы нанести. Для выбранного изображения изготавливается трафарет. Для этого понадобится плотный лист бумаги, на который будет переводится рисунок в полном размере и цвете. С помощью иглы или шила прорезаются отверстия по контуру изображения.

Следующий этап- нанесение контуров на поверхность стены при помощи ватного диска или тампона с красителем.

Последовательность работ нанесения сграффито:

  • Готовим основание — оштукатуриваем и грунтуем.
  • Копирование рисунка на стену;
  • Создание объемного изображения.

Для тех, кто делает такой вид работ впервые, перед началом лучше потренироваться на листе фанеры или ДСП. Когда более уверенно начнет получаться, можно приступать непосредственно к созданию декора.

Первый шаг

Готовится основание также, как и при выравнивании и подготовки стен для отделки, то есть основание очищается от любого загрязнения, обеспыливается. Далее поверхность смачивается водой и штукатурится. Для бетонных стен метриал — цементно-песчаный раствор, для кирпича известковый далее стена грунтуется. Ну и дальше наносятся два цветных слоя, как говорилось выше, второй после полного высыхания первого. При этом первый наносят шпателем и слоем в районе 7-9 мм, для второго же используют кисть.

Стоит иметь ввиду тот факт, что после высыхания краска в штукатурке приобретает более бледный оттенок, чем в сыром состоянии. Поэтому при выборе цветовой гаммы необходимо учитывать такой нюанс.

Второй шаг

Нанесение рисунка производится с помощью трафарета, который плотно закрепляется на стену по периметру. Предварительно по контуру каждого рисунка на трафарете, необходимо произвести прокалывания. Далее при помощи заготовленного тампона с сухой краской четкими похлопывающими движениями рисунок переносится на поверхность стены. После того как будет снять трафарет, на стене должны остаться контуры рисунка в виде прерывистого пунктира. Который и будет служить направлением для дальнейшей работы по созданию объемного рисунка.

Третий шаг

Создание декора. Процарапывать рисунок стоит не позднее 6 часов после нанесения второго слоя штукатурки. Проверить готовность слоя можно пальцем, слегка надавив на него, если след не остается значит можно приступать. Тут главное не допустить полного высыхания, в противном случае работа намного усложнится, и по времени сильно увеличится.

Работу по вырезанию стоит начинать с того, что надрез делается по периметру рисунка, инструмент при этом наиболее подходящий — скальпель или специальный резак. Выбирать инструмент для этой цели лучше не с толстой ручкой. В целом он должен быть удобным и легким в обращении.

По мере вырезания инструмент будет затупляться. Его стоит вовремя затачивать, в противном случае могут образоваться обрывы штукатурки, что потом не просто исправить.

Штукатурка сграффито в интерьере на стенах фото

Таким образом контур за контуром осуществляется срез, таким образом создается шаг за шагом красивое декоративное панно.

Второй метод

В данном случае техника не подразумевает вырезание (выцарапывание), до нанесения второго слоя на первый крепится подготовленный трафарет. При этом трафарет не прокалывается, а врезается. Но он также должен быть изготовлен не из тонкого картона, а листа фанеры или другого подобного материала толщиной 3-4 мм толщиной, на котором сначала создается рисунок, а потом при помощи лобзика вырезается.

Такой фанерный шаблон обеспыливается и обрабатывается олифой, в дальнейшем прикладывается к области стены, куда нужно нанести декор, и при помощи кисточки смоченной в штукатурке производится окрашивание пространства в вырезанного в шаблоне. Так делается до тех пор пока не будет задекорирована вся стена.

Начиная работу стоит прежде запастись качественными материалами и инструментами. Хорошая идея для воплощения всегда требует профессионализма и качественных составляющих для реализации на самом высоком уровне.

Открытое занятие «Сграффито»

Зинаида Зацепина
Открытое занятие «Сграффито»

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества «Сокол» г. Липецка

План – конспект занятия с презентацией

в студии «Глиняная фантазия»

Тема: «Мир вокруг нас. И он прекрасен. Сграффито».

Занятие рассчитано на детей 9 – 11 лет.

(первый год обучения)

Тема занятия: «Мир вокруг нас. И он прекрасен.

Сграффито»

Цели: развитие творческих способностей посредством работы с керамикой

– закрепить умения работать с керамическим пластом (изготовление тарелочки, плакетки);

– познакомить с видами монументальной живописи;

– учить декорировать керамику в технике сграффито;

– учить работать с трафаретами, шаблонами;

– самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

– развивать потребность в творчестве, воображение и фантазию; – воспитывать бережное отношение к животным (природе)

Оборудование, инструменты и материалы для занятия:

Для педагога: компьютер, мультимедийный проектор, экран, образцы изделий, украшенных в технике сграффито

Для детей: глина двух цветов, рейки, скалки, иглы, ткани, баночка для воды, кисточки, шаблоны, трафареты, тычки, упоры для руки, заточенные палочки.

Новые понятия: сграффито, силуэт.

План занятия

1. Огр. момент – 1-2 мин

2. Беседа о сграффито

а) сообщение темы занятия – 1 мин

б) Сообщение о новой технике – сграффито – 7-8 мин

3. Объяснение последовательности практической работы 8 – 9 мин

4. Практическая работа 60-65 мин

5. Подведение итогов рефлексия 3-4 мин

Ход занятия

Проверка готовности к занятию.

2. Беседа о сграффито.

а) Сообщение темы занятия

– Мы вами сегодня познакомимся с техникой декорирования керамики сграффито, украсим тарелочку или пласт.

– Что же это за техника? Где она применяется? Где ее можно увидеть?

б) Сообщение о новой технике декорирования керамики

Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним о монументальной живописи.

Что к ней относится? (слайд 2)

К монументальной живописи относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска, энкаустика, темперная, масляная живопись, мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре.

– Что же это за техника сграффито? (слайд 3)

(Итал. sgraffito или graffito, букв. – выцарапанный) – разновидность монументально-декоративной живописи. Выполняется в два-три цвета специальными металлическими инструментами. Техника сграффито заключается в процарапывании рисунка по тонкому верхнему окрашенному слою штукатурки до обнажения нижнего, контрастно слоя. Или же в соскабливании отдельных участков нанесенных друг на друга тонких разноцветных слоев штукатурки.

– Откуда пришла эта техника? (слайд 4)

Древнейшие известные наскальные изображения – процарапанные контуры животных встречаются в пещерах Дордони во Франции, на юге Пиреней в Испании, на скалах Алтая.

– Особый расцвет этой техники случился в 15-17 вв. (слайд 5)

• В XV-XVII вв. сграффито активно применялось в Италии для украшения фасадов. Именно оттуда эта техника пришла в Центральную Европу – Германию, Чехию, другие страны.На фото: греческая улочка на острове Хиос; Дом в австрийском Вайтра; Декоративное сграффито на доме в Зренянин, Сербия

– А как в России? Прижилась ли техника сграффито у нас? (слайд 6)

• В XX в. сграффито по-прежнему широко применялась в монументально-декоративном искусстве. Ими украшались торцы и фасады общественных зданий. Темы диктовались стилем советской эпохи — учёные, космонавтика, наука и просвещение, военная тематика. Эта техника не забыта и наши дни. На фото фасады школ. Минск

– Монументальную живопись сграффито мы можем видеть и сейчас на стенах зданий снаружи и внутри. Сграффито бывает двуцветным и многоцветным (слайд 7)

• Двухцветного сграффито — нанесение на стену одного слоя штукатурки, отличающегося по цвету от основы. Если в некоторых местах процарапать слой, обнажится нижний, другого цвета и получится двухцветный рисунок. Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько отличающихся по цвету слоёв штукатурки (штукатурку окрашивают разными пигментами); затем штукатурку соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом.

Такие росписи очень трудоемки.

– Мы все про стены и про стены… А к керамике это какое имеет отношение? Оказывается, этой техникой пользовались керамисты в глубокой древности (слайд 8)

• В древние времена сграффито использовали в керамике при изготовлении архаических ваз Этрурии и Греции. Выцарапанные рисунки можно встретить на керамических изделиях древних народов Латинской Америки — инков и майя.

Работы современных керамистов (слайд 9)

– Посмотрите на экран и на нашу выставку. Что изображено на декоре? Деревья, облака, цветы, бабочки, рыбы, растения, птицы, животные. это все что нас окружает. Наш мир. И он прекрасен. Так называется наше занятие. Сегодняшнее занятие посвятим животным: домашним и диким, нашим Мурзикам и Шарикам… тем, которым живется хорошо или совсем не очень. Не зря же вы выбрали какое-то животное. Значит, вам есть что рассказать о нем. Может это бездомная дворняга, которую нужно устроить в приют или хорошие руки, или маленький котенок, которому нужно найти хозяина, может это птицы, которых необходимо подкармливать… а может это просто грациозное животное, которым вы восхищаетесь (Дети рассказывают о своем выборе).

– Итак, как же выполняется техника сграффито на керамике? (слайд 10).

1. Подготовка поверхности для сграффито

2. Нанесение рисунка

– А теперь рассмотрим подробнее этапы нашей работы (слайд11)

3. Объяснение последовательности практической работы

– Ребята мы с вами работали с пластами, можем сделать тарелочку.

– Кто может напомнить всем этапы работы?

– Какие инструменты необходимы?

– Правила техники безопасности.

Последовательность выполнения работы

• 1. Раскатать пласт.

• 2. Керамический пласт (вместе с тканью) переложить на тарелочку (слайд 12)

• 3. Ладонью осторожно нажать на середину пласта для того, чтобы он принял вогнутую форму (слайд 13)

• 4. Обрезать иглой лишний пласт (слайд 14)

• 5. Загладить края водой.

Тарелочка готова (слайд 15)

Правила безопасной работы с острыми предметами

Работай аккуратно, чтобы не уколоться и не обрезаться

Держи инструмент подальше от глаз, лица, острым концом от себя или вниз. Не отвлекайся во время работы

– Теперь посмотрите, как мы будем декорировать тарелочку?

Декорирование в технике сграффито

• 1. Выбрать бумажный силуэтный шаблон животного, которого изображаешь, поместить на тарелочку (слайд 16)

– Что такое силуэт?

Силуэт — одноцветное контурное изображение чего-либо на фоне другого цвета, смутные очертания чего-либо в темноте, вдали, в тумане, видимые без деталей.

• 2. Аккуратно покрыть поверхность тарелочки глиной другого цвета (слайд 17)

• 3. Губкой (постукивая) убрать все неровности (слайд 18)

• 4. Иглой удалить бумажный шаблон животного.

При необходимости и желании подрисовать тонкой кистью детали (или процарапать) (слайд 19)

• 5. Дополнить изображение на тарелочке орнаментом. Можно процарапать элементы природы (дерево, облако, траву)

Вместо бумажного шаблона можно использовать трафарет (слайд 20)

4. Практическая работа учащихся.

5. Рефлексия. Подведение итогов.

Открытое занятие «Масленица» МБДОУ детский сад №21 «Изумруд» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица».

Открытое занятие «К бабушке за сказкой» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «К бабушке за сказкой» для воспитанников,второй группы раннего.

Открытое занятие «Пираты» «День пиратов» Цель: создать у детей радостное, веселое настроение, совершенствовать двигательные навыки, закрепить дружеские отношения.

Открытое занятие «Птицы» Открытое занятие «Птицы» Цель. Уточнить представления детей о перелетных и зимующих птицах. Познакомиться с интересными фактами из жизни.

Открытое занятие «Путешествие в космос» I Программное содержание 1. Расширить представление детей о Дне космонавтики. Дать знания о профессии косонавта. Развивать стремление выражать.

Открытое занятие «Школа мяча» Открытое занятие – досуг “ Школа мяча” Цели: 1) Повторить знакомство со спортивной игрой в баскетбол. 2) Повысить интерес к игровым видам.

Открытое занятие «Свойства воды» ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 6 лет ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ: познавательное развитие в интеграции с художественно-эстетическим и речевым.

Открытое занятие «В гостях у Зайчихи» Цель: Учить детей различать геометрические фигуры, уметь сопоставлять их в рисунке. Задачи: • Продолжать развивать восприятие формы, умение.

Отзыв на открытое занятие «Машина» Отзыв на открытое занятие, проведенное воспитателем МДОБУ д/с №13 Угаровой О. В. на тему «Машина» в группе раннего возраста. Тема занятия:.

Открытое занятие «Паровоз загадок» Открытое занятие «Паровоз загадок» 07 ноября, в рамках экспериментальной площадки «Использование цифровых образовательных ресурсов для повышения.

Сграффито: интересный способ декоративной отделки

Современные виды декоративной штукатурки, широко используемые во внутренней и внешней отделке, обосновались надолго на строительном рынке. Их популярность, помноженная на вид творчества, любимый всеми детьми и пришедший к нам из древности, вывела в лидеры такой способ декора, как сграффито.

О том, что это такое и как такой метод отделки самостоятельно воплотить в жизнь, мы поговорим в данной статье от Дом Мечты, сформулировав его сильные и слабые стороны, перечислив необходимые для работы материалы и определив последовательность работ.

Технология сграффито фото

В чем заключается метод отделки сграффито

Слово «сграффито» имеет итальянские корни, дословно означает выцарапывание и чем-то напоминает наскальную живопись. Используется эта техника для декора внутренних и внешних стен, но чаще всего в жилых помещениях она применяется для украшения фасадов частных домов, изготовления настенных панно, для оформления потолка и стен. Выглядит она в виде рельефного рисунка либо повторяющегося орнамента и располагается в отдельных частях фасада. Из-за сложности восприятия чаще всего такие вставки из точеных рисунков не занимают всю плоскость стены, ими декорируют только ее часть:

  • в углах дома;
  • вдоль цоколя;
  • вдоль крыши;
  • вокруг окон в наружной отделке;
  • акцентные зоны внутри помещения;
  • ниши;
  • полки;
  • карнизы.

Но и панорамное изображение тоже можно изготовить с помощью этого метода. Обычно это цветная картина во всю стену, которая чем-то напоминает фреску.

Если кратко описывать технику сграффито, то она будет выглядеть следующим образом. На подготовленное основание наносится один слой цветной штукатурки, после высыхания наносится следующий слой другого цвета. И затем, не дожидаясь полного высыхания, методом соскабливания верхнего слоя штукатурки формируется рисунок. Минимальное количество слоев штукатурки сграффито – два, но чаще всего используется три и более слоя для получения более глубокого и эффектного изображения.

Преимущества и недостатки сграффито

Как и у любого способа декоративной отделки, у этой достаточно непростой техники росписи стен тоже есть свои плюсы и минусы.

  1. уникальный внешний вид – оригинальный способ декора позволяет выполнить такую отделку, которой нет больше ни у кого;
  2. не боится влаги – его можно применять даже в помещениях с повышенной влажностью;
  3. пожаробезопасность – не горит;
  4. на ее поверхности не размножаются бактерии и не появляется грибок и плесень.

Штукатурка сграффито фото

  1. достаточно сложная в уходе – на рельефных поверхностях скапливается пыль (если речь идет о кухне, то и жир), однако положительной стороной является и тот факт, что в уходе можно применять бытовую химию;
  2. сложность техники – работа должна выполняться последовательно и скрупулезно, технология не нарушаться, так как все работы проводятся вручную, то они занимают много времени;
  3. высокая стоимость – технология выполнения штукатурки сграффито трудоемкая, поэтому и оплачивается она дорого, к тому же чаще всего для работы используются природные красители, которые не отличаются дешевизной.

Несмотря на свои недостатки, сграффито интенсивно применяется в интерьере. Можно попробовать даже самостоятельно расписать стену с помощью этого метода.

Техника сграффито фото

Две техники нанесения сграффито: последовательность работ

Для начала придумайте рисунок, который будете переносить на поверхность, и изготовьте трафарет. Его лучше выполнить на листе плотной бумаги в цвете и в полном размере. По контуру изображения прорезаются отверстия с помощью шила, булавки или швейной машинки. Именно эти контуры будут переноситься на декорируемую поверхность с помощью тампона с цветным пигментом.

Технология выполнения штукатурки сграффито фото

Техника нанесения сграффито предполагает прохождение трех этапов:

  1. подготовка поверхности (оштукатуривание и грунтовка);
  2. перенос рисунка на поверхность;
  3. выцарапывание орнамента.

Новичкам лучше потренироваться в исполнении этой техники на листе фанеры или ДСП, а потом уже переходить к декору стен.

    Подготовительный этап. Декорируемую поверхность нужно тщательно очистить от пыли и грязи. Для лучшего сцепления бетонные поверхности насекают и хорошо смачивают водой. Кирпичные стены штукатурят известковыми растворами, а бетонные – известково-цементными. Первый слой – это грунт, его толщина не должна составлять более 15 мм. Далее наносят два цветных слоя по аналогии со штукатуркой – сначала нижний слой, а после его схватывания верхний слой. Нижний слой наносится толщиной не более 8 мм, а тонкий верхний слой – кистью. Если речь идет о трехслойном сграффито, то первые два слоя наносятся и уплотняются полутерком или деревянной теркой (причем толщина второго слоя должна быть не более 4 мм), а третий слой – кистью.

Орнаменты в технике сграффито фото

Технология сграффито предполагает два метода нанесения. Эта была первая техника. Вторая заключается не в процарапывании, а в набивке рисунка. В этом случае работают не резцом, а кисточкой. К основному слою штукатурки приставляют заранее изготовленные шаблоны из фанеры, пропитанные олифой, и кисточкой прокрашивают область внутри шаблона, потом берут другой шаблон (побольше) и производят те же самые операции.

И последний совет касается колеровки раствора. Для техники сграффито лучше брать качественные материалы и натуральные красители (охра, жженая кость, мумия). При добавлении краски учитывайте, что высохший раствор будет иметь более бледный цвет, чем сырой. Поэтому выбор цветовой гаммы орнамента осуществляйте со скидкой на эту особенность.

Многоцветные штукатурки сграффито.

Общие сведения. Многоцветные штукатурки сграффито (с итальянского – выцарапанный) получают последовательным нанесением один на другой тонких слоев цветных растворов с последующим выцарапыванием, вырезанием на них рисунка. Эту отделку часто называют резьбой по штукатурке потому, что во время работы приходится срезать один или несколько слоев раствора. В результате можно получить декоративный рисунок, начиная от примитивного орнамента до сложной художественной композиции (рис.118).

Стоимость цветных штукатурок довольно высока. Эти штукатурки плохо поддаются ремонту Раствор приготовляют в виде жидкого теста. Цвет раствора может быть различный, например белый, желтый, красный, синий, коричневый. Количество пигмента зависит от требуемого цвета раствора.

Составы растворов для цветных штукатурок, объемные части:

  • белый (известковое тесто 1, белый песок 3)
  • желтый (известковое тесто 1 белый песок 3,5, охра 0,2)
  • красный (известковое тесто 1 белый песок 3, мумия 0,4)
  • синий (известковое тесто 1 белый песок 3, ультрамарин 0,3)
  • коричневый (известковое тесто 1 портландцемент 3 белый песок 3,5 охра золотистая 0,3 умбра 0,1)
  • розовый (известковое тесто 1 белый песок 2,5 молотый кирпич 0,3)

Подготовка включает очистку, насечку, выборку швов и промывку поверхностей.

Рис. 119. Резцы для выполнения
штукатурки сграффито

После этого провешивают поверхности, устраивают марки и маяки, наносят обрызг и грунт. Для грунта применяют тот же раствор, которым выполняют декоративную отделку всего фасада. Поверхность грунта нацарапывают бороздками и соответственно выдерживают и просушивают. Выдержанный грунт до нанесения накрывочных слоев смачивают водой.

Как только вода впитается в грунт, приступают к нанесению накрывочных слоев. Раствор набрасывают или намазывают лопаткой с сокола либо намазывают непосредственно с сокола или полутерком. Каждый нанесенный слой раствора разравнивают и одновременно уплотняют во избежание образования пустот-раковин в толще штукатурки. Этот брак неизбежно приводит к искажению рисунка.

Толщина накрывочных слоев должна равняться общей толщине нанесенного накрывочного слоя цветной известково-песчаной, терразитовой или каменной штукатурки. В некоторых случаях, когда на это дается соответствующее указание, толщина слоев многоцветной штукатурки делается меньше. Первый слой многоцветной штукатурки, наносимый на грунт, должен быть не тоньше 5 мм, так как через более тонкий слой может просвечивать грунт. Второй слой может быть от 1 до 2 мм, последующие слои – третий, четвертый и т. д. – могут быть такой же толщины.

Рис. 120. Трафарет и следы от припороха

Иногда третий и другие слои раствора наносят не лопаткой или полутерком, а с кисти, окрашивая поверхность по сырому слою жидким раствором или известковой краской. Обычная толщина слоя такой окраски от 0,5 до 1 мм. Раствор наносят в три-четыре слоя, а остальные слои подкрашивают известковым колером по сырому слою.

Для примера рассмотрим порядок нанесения многоцветной трехслойной штукатурки. Первый слой, например черный, наносят на грунт и разравнивают полутерком; после схватывания его, через 15-30 мин в зависимости от погоды, наносят второй слой, красный, а когда он подсохнет – третий слой, желтый. Последний слой, нанесенный с лопатки, затирают даже в том случае, если на него будут накладывать еще слои с кисти.

Рис. 121.
Положение резца во время работы:
1 – резец,
2 – красный слой,
3 – синий слой

Верхний слой, нанесенный с кисти, лучше всего загладить лопаткой или кельмой. В большинстве случаев с лопатки наносят не более трех слоев; остальные слои наносят с помощью кисти. Если по каким-либо причинам нанесенный накрывочный слой пересохнет, его хорошо смачивают водой и только после впитывания им воды наносят последующие слои.

Выцарапывание рисунка по трафарету. Для выцарапывания штукатурки используют набор резцов различной формы (рис. 119). Одни резцы применяют для подрезания раствора, другие – для его выбирания, третьи – для зачистки и т. д. Трафарет и тампон для Занесения рисунка припорохом изготовляют следующим образом.

Рис. 122.
Шаблоны для выполнения сграффито:
а – форма звезды,
б -лекало звездыс формой серпа и молота,
в – лекало серпа и молота

Для изготовления трафаретов применяют картон или плотную бумагу. На картон наносят рисунок, переводя его через копировальную бумагу или обычным рисованием по клеточкам увеличивают или уменьшают размеры рисунка. Контуры нанесенного рисунка накалывают булавкой или каким-либо другим острым предметом. Расстояние между накалываемыми отверстиями должно быть не более 5 мм, кривые контуры накалывают чаще. Так как трафарет от мокрой штукатурки разрушается, для прочности его пропитывают олифой и просушивают. После этого кладут его между досками или фанерой и распрямляют.

Для изготовления тампона берут кусок марли и складывают ее в два слоя. Если нет марли, то используют редкую ткань. В марлю или ткань насыпают сухой просеянный на частом сите мел или пигмент (сухую краску), концы марли или ткани складывают и завязывают, получая таким образом узелок. Если этим узелком наносить удары, то сквозь поры марли или ткани будет проходить мел или краска и оставлять след на поверхности. Цвет пигмента выбирают такой, чтобы он был хорошо заметен на верхнем слое цветной штукатурки.

Рис. 123.
Форма (а) и лекало (б) пятиугольника

Трафарет укрепляют на поверхности штукатурки, прижимают его руками и наносят тампоном удары по контурам трафарета. От удара тампоном по трафарету пигмент или мел проходит через отверстие трафарета, отчего получается рисунок – припорох в виде точек (рис.120). Затем трафарет переносят дальше, где повторяют ту же операцию. Рисунок выцарапывают по влажной мягкой штукатурке не позднее чем через 5-6 ч после ее нанесения; пересохший раствор режется с трудом. Следовательно, накрывочные слои надо наносить на такой площади, которую можно обработать за указанное время. Для этого поверхность разбивают на захватки, учитывая количество имеющихся штукатуров.

К полученным контурам рисунка – припороху приставляют резец и прорезают им узкую борозду. Резец держат в правой руке, так чтобы он был наклонен к поверхности штукатурки под углом 60° (рис.121). После обрезки всего раствора по контуру оставшийся между, контурами раствор снимают скоблилкой. Глубина среза раствора зависит от того, какой слой раствора имеет нужный для рисунка цвет.

Например, вырезается орнамент, состоящий из дубовых листьев с желудями: листья – темно-зеленые, желуди – желтые, а чашечки, в которых находятся желуди, – светло-зеленые. Весь орнамент располагается на синем фоне. Таким образом, для выполнения рисунка требуется четыре слоя: нижний, темно-зеленый – для листьев, второй, желтый, – для желудей, третий, светло-зеленый, – для чашечек, четвертый, синий, – поле, на котором расположен орнамент.

При выполнении рисунка чашечки прорезывают бороздку только на толщину верхнего слоя. Когда выполняют рисунок желудя, глубина бороздки больше. Самая глубокая бороздка будет при прорезывании рисунка листьев. Рисунок можно выцарапывать в любой последовательности, т. е. начинать с листьев, с самого глубокого рисунка, или с чашечек, самого мелкого.

Рис. 124.
Последовательность (а-в) установки форм

Раствор срезают и соскабливают осторожно, так, чтобы не сделать рваных кромок. Вырезанным рисункам обычно придают песчано-шероховатую фактуру. После выцарапывания всю поверхность обметают мягкой кисточкой.

При мелкорельефной цветной штукатурке сграффито на нижний подкладочный слой наносят не толстый штукатурный слой, а обычную известковую двух-трехкратную покраску по сырой штукатурке. Выцарапанный при этом рисунок имеет тонкий и нежный рельеф.

Работу выполняют звеньями из 4- 5 человек, в составе двух штукатуров 6-го разряда и двух-трех штукатуров 4-го и 5-го разрядов. Под руководством штукатуров 6-го разряда все звено приготовляет раствор, наносит его и разравнивает. Затем один из штукатуров 6-го разряда занимается со штукатуром 4-го разряда припорашиванием по трафарету, остальные члены звена выцарапывают рисунок.

Выполнение сграффито по шаблонам. Этот способ выполнения штукатурки называется имитацией. Рисунок может быть выпуклым и углубленным – вдавленным. Для выполнения рисунка изготовляют шаблоны, которые делятся на формы и лекала. Толщина шаблонов бывает различна, их изготовляют из картона, жести, фанеры. Отделка этим способом производительнее, чем способом выцарапывания, и может быть выполнена менее квалифицированными штукатурами. Рассмотрим технику изготовления шаблонов на конкретном примере.

Рис. 125. Последовательность
(а-г) установки лекала и
получения изображения

Необходимо изготовить шаблоны для выполнения выпуклого и вдавленного рисунка пятиконечной звезды с расположенными в центре серпом и молотом. Для этого на куске фанеры вычерчивают звезду с серпом и молотом в середине. Затем пилой-лобзиком выпиливают звезду и в середине серп и молот. После выпиливания получается кусок фанеры с вырезанным просветом в виде звезды – форма и лекало в виде звезды. Выпиленное из лекала изображение серпа и молота будет тоже лекалом, а просвет их в звезде – формой. Таким образом получаются две формы и два лекала (рис.122).

Форму применяют для выполнения выпуклого рисунка, а лекало – углубленного. Так как один шаблон, т.е. лекало или форма, дает только однослойное сграффито, то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого, а для трехслойного – третий. Форма и лекало для фона имеют вид пятиугольника (рис.123).

Чтобы во время работы форма и лекало вынимались и не разрушали кромки выполняемого из раствора рисунка, кромки формы и лекала срезают на фаску (или на лоск), а шероховатости зачищают. Чтобы удобнее было снимать форму и лекало, к ним рекомендуется прибивать ручки.

Для выполнения рисунка готовят сухие смеси трех цветов: голубого, красного и желтого.

Чтобы получить выпуклый рисунок красной звезды с золотым серпом и молотом, поступают следующим образом. Прежде всего берут форму второго шаблона-пятиугольника и устанавливают ее на отделанной штукатурке (рис. 124, а) фаской к поверхности (вниз). Форму можно укрепить гвоздями, придерживать ее руками или приморозить гипсом. Приготовленный голубой раствор наносят в пространство шаблона, т.е. в форму, разравнивают и затирают. Форма оставляет на поверхности голубой пятиугольник, толщина которого равняется толщине шаблона.

На пятиугольник устанавливают форму звезды (рис. 124, б) так, чтобы звезда находилась в центре пятиугольника. В форму наносят раствор красного цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора шаблон снимают, и форма оставляет на поверхности голубого пятиугольника красную пятиконечную звезду.

К звезде прикладывают форму серпа и молота (рис. 124, в) так, чтобы серп и молот находились в центре звезды. В форму наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора форму снимают.

Чтобы получить углубленный рисунок звезды, также применяют шаблоны, но только в виде лекала. Рисунок выполняют следующим образом. Прежде всего наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. К этому раствору прикладывают лекало (рис. 125, а) серпа и молота и наносят вокруг него раствор красного цвета, разравнивают его на уровне лекала и затирают. После схватывания раствора лекало серпа и молота вынимают и устанавливают лекало звезды (рис.125, б) так, чтобы ее центр точно находился над серпом и молотом.

Вокруг установленного лекала звезды наносят раствор голубого цвета, разравнивают его и затирают. После схватывания раствора лекало вынимают и получается красная звезда с золотым серпом и молотом. На звезду устанавливают лекало пятиугольника (рис.125, в) так, чтобы звезда была в его центре. Вокруг лекала намазывают, разравнивают и затирают тот раствор, которым оштукатуривают всю поверхность. После схватывания раствора лекало пятиугольника вынимают и получается трехцветный углубленный рисунок (рис. 125, г).

Под каждое лекало раствор наносят на площадь, несколько большую, чем само лекало. Это необходимо для того, чтобы лекало при установке лежало на цветном растворе для данного рисунка. Чтобы к форме и лекалу не прилипал раствор, их рекомендуется покрывать смазочным материалом. Имитацию такого сграффито можно выполнять всеми растворами и придавать рисунку любую фактуру. Во время нанесения раствора не приходится опасаться попадания раствора на линию рисунка, так как формы и лекала плотно прилегают к поверхности штукатурки.

Имитацию сграффито обычно выполняют два человека – штукатуры 6-го и 3-го разрядов. Штукатур 3-го разряда приставляет и поддерживает шаблоны, подносит и перемешивает материал и выполняет ряд других работ.

Сграффито по трафарету способом набивки.

С помощью трафаретов можно получить любые рисунки независимо от количества цветов.

Трафареты изготовляют из картона толщиной в 1 мм. На картоне рисуют или переводят на него с помощью копировальной бумаги контуры рисунка. Затем картон кладут на фанеру или строганую доску и вырезают рисунок острым ножом так, чтобы форма не отделялась от лекала. Для этого между ними оставляют мостики. Для многоцветной штукатурки для каждого цвета изготовляют свой трафарет. Трафареты пропитывают олифой и просушивают, затем кладут между двумя листами фанеры или ровными широкими досками и придавливают грузом. Под грузом трафареты выпрямляются. Также трафареты следует выпрямлять и просушивать после окончания работы.

Кроме трафаретов, для работы необходимы щетинные кисти-ручники разных размеров.

Для набивки рисунка приготовляют раствор из тех же материалов, что и для выполнения сграффито путем выцарапывания, но только менее густой.

До начала работ подготовленную поверхность смачивают водой и, дав воде впитаться, наносят на нее основной цветной слой полутерками с последующей затиркой или просто кистью за два раза. На только что нанесенный и слегка схватившийся раствор укладывают трафарет, смачивают кисть в растворе и приступают к набивке рисунка. Трафарет устанавливают по пробитой намеленным шнуром линии.

Рисунок лучше набивать вдвоем. Один рабочий держит трафарет, прижимая его к поверхности, другой набивает рисунок. Раствор перед каждым смачиванием в нем кисти перемешивают, а смоченную кисть отжимают с таким расчетом, чтобы раствор не затекал под приставленный трафарет. Кистью следует наносить несильные торцующие удары, заполняя вырезанное пространство рисунка окрашенным раствором. После снятия трафарета на поверхности остается точная копия вырезанного рисунка из цветного раствора.

Во время набивки многоцветного рисунка каждый цвет раствора наносят своей кистью и только после того, как схватится ранее нанесенный слой раствора. После набивки рисунка под мостиками могут остаться не заполненные раствором места, которые исправляют вручную с помощью маленьких кистей.

Если набивается многоцветное сграффито с применением нескольких трафаретов, трафареты накладывают так, чтобы контуры рисунков совпадали. При изготовлении трафаретов на их торцовых сторонах делают вырезки, которые являются направляющими при передвижении трафаретов во время набивки рисунка. Эти вырезки должны точно совпадать с пробитыми линиями.

Рисунок нельзя закрашивать раствором, так как раствор будет затекать под трафарет. Если появляются затеки раствора, их счищают отрезовкой или ножом.

После набивки всего рисунка иногда исправляют его кромки, подрезая их ножом, – это делает рисунок более четким.

Читайте также:  Разновидности плинтусов - нюансы выбора материала
Ссылка на основную публикацию