Рустование по штукатурке

Выполнение рустованных и фактурных штукатурок

Изготовляют фактурные штукатурки как из простых растворов, так и из декоративных, с добавлением цветной крошки, что позволяет получать самые разнообразные оттенки. Наиболее крупные камни почти всегда располагают возле цоколя, а по мере приближения к крыше размер камней уменьшается.

Выполнять русты можно несколькими способами. Их можно пробивать с помощью стальной линейки, пропиливать пилой или вытягивать шаблоном. Наиболее простыми способами, безусловно, являются выполнение рустов линейкой или пилой. Для этого по затвердевшему штукатурному слою (грунту) производят разметку, используя при этом метр и линейку.

Для пробивки рустов необходимы две стальные линейки толщиной не более 15 мм – одна линейка для пробивки длинных сторон, а другая – для коротких. Сторону линейки, которая будет входить в толщу штукатурки, рекомендуется выполнить на конус, что значительно упростит процессы вбивания и вытягивания линейки.

Линейку приставляют к отмеченной линии и пробивают русты по свеженанесенному раствору на глубину 5-10 мм, нанося удары молотком или маленькой кувалдой, с массой не более 1-1,5 кг. В первую очередь пробивают горизонтальные, более длинные русты, а уже только потом – вертикальные (короткие). По мере возникновения каких-либо неточностей, дефектов, их следует сразу же исправлять.

Пропиливание рустов выполняется тогда, когда штукатурный слой уже достаточно затвердел (это можно определить по осыпающейся сухой штукатурке). Пилка должна быть изготовлена из крепкой стали толщиной 1-1,5 мм. Размеры пилки: длина 20-30 см, ширина от 1 до 15 см, длина зубьев 5-10 мм. Пила двигается по деревянному правилу (гладко оструганная рейка), поэтому этот этап работ лучше всего выполнять втроем: один производит пропил, а двое поддерживают рейку.

Набивая на ручку пилы планки различной толщины, можно регулировать глубину пропила, также этого достигают, используя разные правила. Одинарный пропил по ширине должен составлять 5 мм (ширина нескольких пропилов варьируется). Как правило, выполняют два пропила, раствор же между ними удобно вынимать при помощи стальной прямоугольной петли, закрепленной на ручке, – такую ручку необходимо затачивать.

Фактурные штукатурки. Как уже было сказано выше, оштукатуренным поверхностям можно придавать самые различные фактуры. Делают это при помощи циклей, набрызгом, валиками, штампами и другими способами.

Отделка циклями (стальные пластинки с зубьями) происходит следующим образом. Поверхность оштукатуривают не всю сразу, а небольшими участками, которые возможно обработать в течение 1 часа.

На поверхность наносят раствор, разравнивают и затирают. Далее, когда раствор немного схватился, оштукатуренный участок разделяют правилом на квадраты или прямоугольники, а затем каким-либо острым инструментом вычерчивают оси, окантуривая, таким образом, формы камней. После этого внутренние части камней циклюют по вертикали и горизонтали. Цикли можно вести по правилам, нажимая на них, чтобы зубья врезались на требуемую глубину.

Штампы и валики можно изготовлять из дерева или свинца, а размеры выбираются в зависимости от того, какой будет наноситься рисунок. Глубина рельефа на оштуканему прикрепляют ручку, которая должна быть удобной. Валик же крепится на вращающейся оси.

Валики и штампы необходимо смазывать какой-либо смазкой, например, это может быть машинное масло или мыльная эмульсия. Смазку производят кисточкой, войлочной или поролоновой подушкой.

Работу штампом начинают с того, что проводят ровную, по отвесу или правилу вертикальную линию оттисков. Далее, ориентируясь на первую линию оттисков, выполняют обработку всей оштукатуренной поверхности. Штамп должен быть выполнен таким образом, чтобы вся оформляемая поверхность представляла собой цельный рисунок.

При накатке рисунка сначала приставляют строго вертикально правило или полутерку, и уже по этому направляющему ведут накат. Существуют также валики-шовники, с их помощью выполняют накат швов между отдельными камнями оформляемой поверхности.

Отделку штукатурных поверхностей па-брызгом можно выполнять с веника, с щетки, через сетку или е использованием нескольких инструментов (для получения комбинированных фактур). Как правило, чтобы получить однородно оформленйую набрызг один раз недостаточно, поэтому его выполняют несколько раз подряд по всей площади поверхности (набрызг должен быть плотным).

Набрызг через сетку выполняется следующим образом. Берут деревянную рамку, размером приблизительно 1 м х 1 м (но не менее), натягивают на ней сетку с ячейками, в зависимости от требуемой фактуры – от 2,5 х 2,5, до 10 х 10 мм. Далее, чтобы сетка не вибрировала, с обратной стороны, ее прикрепляют проволокой в нескольких местах.

Очень важно, чтобы в процессе работы сетка всегда располагалась на одинаковом расстоянии от поверхности стены – в этом случае набрызг получается одинаковой крупности (однородный). Для этого рекомендуется прибивать к раме стойки длиной 10-25 см, а набрызг производить с одинаковой силой.

Раствор можно использовать различной густоты и с различными наполнителями – главное, чтобы частицы раствора свободно пролетали через ячейки сетки. Раму необходимо устанавливать, приставляя к грунтованной поверхности, и набрасывать раствор лопаткой (с сокола) через сетку.

Для выполнения набрызга с веника необходимо изготовить достаточно прочный березовый веник, причем на рабочей части обязательно обрезают все имеющиеся ветки.

Веник берут в правую руку, а палку – в левую. Палка должна быть увесистой^ длиной 50-70 ем, диаметром 5-6 см. Веник смачивают раствором, подносят на требуемое расстояние к оштукатуриваемой поверхности и ударяют им по палке, в результате чего раствор сбрасывается на поверхность.

Состав и густота раствора могут быть любыми, единственное условие – он должен быть однородным, и в процессе работы раствор нужно периодически перемешивать во избежание его расслаивав

Набрызг со щетки позволяет получить более тонкую фактуру. Необходимо взять жесткую щетку, которая может быть либо щетинной, либо волосяной, в левую руку. Щетку окунают в раствор (примерно на половину волоса), подносят к поверхности и проводят по волосу (щетине) дощечкой или бруском, в результате чего раствор отлетает на эту поверхность. При набрызге со щетки получается оригинальная фактура, напоминающая ворс шубы.

Фактура, получающаяся в результате выполнения набрызга хлопьями, похожа на снежные хлопья различных размеров. Как правило, такую фактуру выполняют белым раствором на затертой цветной поверхности (черной, желтой, синей и т.д.).

Для такого набрызга применяют жирный сме-танообразный известковый раствор, который должен быть очень пластичным. Набрасывают раствор с кисти или веника резкими движениями.

Гораздо более сложные – комбинированные фактуры, выполняемые в течение нескольких подходов, с применением нескольких различных инструментов сразу. Для выполнения комбинированных фактур используют штукатурные лопатки, веники, отрезовки, валики, щётки или штампы.

На поверхность сначала наносят слой раствора, разравнивают, но не затирают, после чего приступают к выполнению комбинированной фактуры. Пока раствор не схватился, на поверхности вырисовывают борозды различной ориентировки, глубины, формы и длины. Выполняют борозды большой или малой лопаткой. Далее на поверхность набрызгивают цветной штукатурный раствор любым из приведенных способов.

Штукатурка сграффито. Сграффито называют оригинальный способ обработки многоцветных поверхностей который заключается в нацарапывании или вырезании. Сграффито можно охарактеризовать как своеобразную резьбу по штукатурке. Варианты отделки и композиций могут быть самыми разнообразными. Зачастую оформленные сграффито участки могут быть совсем небольшими – например, только под карнизами или только над дверными проемами.

Подобная отделка заключается в следующем. Один или несколько верхних тонких слоев нацарапывают до обнажения нижнего штукатурного слоя, имеющего другую расцветку, и в результате получается рельефный многоцветный рисунок, что очень красиво. Причем в данном случае открывается большая возможность творческой деятельности, так как помимо выбора цветовой гаммы мастер-отделочник может выполнять самые разнообразные орнаменты и рисунки – начиная от самых простых орнаментов и заканчивая серьезными художественными композициями.

В качестве материалов для выполнения сграффито предпочтительнее использовать известковые растворы, которые не очень быстро твердеют и следовательно, позволяют без лишних сложностей выцарапывать рисунки. Единственным исключением являются те случаи, когда выполняется имитация сграффито по шаблонам и трафаретам и вырезание производить не требуется. К приготовлению известковых растворов следует подходить очень ответственно – важно правильно подобрать состав, чтобы получить штукатурный раствор нормальной жирности. Заметим» что известковые растворы возможно приготавливать сразу большими порциями, поскольку они могут храниться в течение трех суток.

Вообще же, для штукатурки сграффито нужно выбирать самые высококачественные материалы. Известковое тесто должно быть как можно чище, белее и хорошо процеженным. Песок для сграффито лучше всего брать кварцевый, мелкозернистый и белый, чтобы в процессе вырезания кромки оставались гладкими.

Краски применяются только свето- и щелочестойкие. Только если имеют дело с чистыми гипсовыми растворами (в которых не содержатся щелочи), применяют любые светостойкие краски. Сухие краски сначала замачивают на несколько дней, периодически перемешивая, и доводят до сметанообразного состояния.

В отличие от известковых растворов, цементные и сложные нужно приготовлять такими порциями, чтобы их можно было использовать в течение 1 ч, а растворы, приготовленные с добавлением гипса (гипсовые или известково-гипсовые) нужно успеть использовать в течение 6 – 8 мин (до начала схватывания). Естественно, что любые по составу растворы нужно тщательно замешивать, придавая им однородность и повышенную пластичность.

Перед тем как приступить к приготовлению цветного раствора, необходимо с максимальной точностью определить требуемое количество краски. При приготовлении штукатурных растворов сграффито важно иметь в виду, что сырой раствор имеет более насыщенный цвет, нежели уже высохший. Ниже будут приведены несколько рецептов приготовления штукатурных растворов сграффито (в объемных частях).

Белый цвет: белый песок 3, известковое тесто 1.

Красный цвет: белый песок 3, известковое тесто 1, мумия ОД.

Розовый цвет: белый песок 2,5, известковое тесто 1, краёный кирпич (молотый) 0,3-0,5.

Коричневый цвет: белый песок 3,5, известковое тесто 1, портландцемент 0,3, золотистая охра 0,3, умбра 0,1.

Желтый цвет: белый песок 3, известковое тесто 1, охра 0,2.

Синий цвет: белый песок 3, известковое тесто 1, ультрамарин 0,3.

Для выцарапывания применяют довольно простые инструменты различной формы, изготовляемые, лавным образом, из стали. Иногда их можно заменить старыми полотнами ножовок по металлу. Все инструменты должны быть всегда хорошо наточены. Для таких традиционных этапов штукатурных работ, как нанесение раствора, разравнивание или затирка, используют те же инструменты, которые в полной мере были рассмотрены выше.

Из-за того, что зачастую наносить рисунок на стене или потолке неудобно, практичнее сначала выполнить трафарет, по которому будет выполняться рисунок или орнамент. Выполняют трафарет так.

Сначала на плотный лист бумаги или картона переносят рисунок или орнамент, потом по этим контурам прокалывают отверстия диаметром примерно 2 мм (можно прокалывать и прямоугольные отверстия).

Отверстия выполняют шилом, гвоздем или булавкой, причем лучше всего используемый колющий инструмент затупить, поскольку кромки прорванной бумаги могут закрывать проделанные отверстия. Прокалывание выполняют на мягкой древесине.

Если трафарет предполагается использовать много раз, его следует предварительно проолифить, высушить и распрямить между двумя листами фанеры.

Далее с трафаретом поступают следующим образом. На лоскут марли высыпают сухой просеянный мел или сухую краску (также просеянную). Краска должна быть такого цвета, чтобы ее следы были отчетливо видны на поверхности штукатурки. Затем марлю складывают в мешочек и связывают.

Впоследствии таким мешочком наносят удары по трафарету с проделанными отверстиями, в результате чего краска или мел оставляют следы на поверхности, по которым и выполняют выцарапывание.

Перед нанесением штукатурки сграффито поверхность тщательно подготавливают и наносят грунт, который должен быть как можно ровнее. Затем, когда штукатурка еще не окончательно затвердела, поверхность нацарапывают каким-либо острым инструментом, нанося борозды в виде сетки. Борозды рекомендуется выполнять глубиной не более 5 мм, а расстояние между ними должно быть не более 25 мм. Шероховатость обеспечивает хорошее сцепление грунта с накрывочным слоем.

После этого грунту дают затвердеть в течение примерно 2 суток и наносят накрывочный слой штукатурки, тщательно уплотняя и разравнивая его. Первый цветной слой сграффито, как правило, наносят толщиной не более 5 мм, а последующие слои (второй и третий) толщиной не более 2-3 мм. Наносят раствор кистью. Четвертый и пятый слои наносят также кистью – обычным малярным способом.

Первый цветной слой сграффито (5 мм) наносят на грунт, разравнивают, но не затирают, через 40-50 минут, когда он подсохнет, наносят второй цветной слой (2 мм) – его также только лишь разравнивают.

Когда наносят последний слой, его разравнивают, дают ему подсохнуть, а затем обязательно затирают.

Следует обратить внимание на то, что затирку выполняют не по сырому или излишне сухому раствору, в противном случае влажному раствору дают подсохнуть, а излишне сухой слой смачивают.

Приведем несколько способов выполнения сграффито. Первый способ выполнения сграффито – выцарапывание. Для проведения выцарапывания необходим влажный и мягкий штукатурный слой, нанесенный за 5-6 часов до начала работ. Если штукатурка слишком сухая, выцарапывание выполнять практически невозможно, так как сухой слой очень сложно снять. Вследствие этого накрывочный слой необходимо наносить небольшими участками, чтобы его можно было обработать до тех пор, пока штукатурка не высохнет.

Когда накрывочный слой немного схватился, к поверхности приставляют трафарет и мешочком с мелом или краской переносят изображение. Далее штукатурному раствору дают еще немного подсохнуть и после этого приступают к выцарапыванию. Сначала по перенесенному контуру работают острым ножом (резцом) – выполняют тонкие борозды, держа нож под углом в 60°, а затем срезают всю лишнюю штукатурку. Глубина, на которую срезают слой, зависит от цвета, необходимого в данном конкретном фрагменте рисунка. Срезание нужно выполнять очень осторожно и внимательно, не допуская возникновения рваных кромок.

Имитация сграффито, выполняемая по трафаретам и шаблонам, производится следующим образом. По шаблону сграффито получается вдавленным, находясь в толще штукатурки. Шаблоны лучше всего изготавливать толщиной на 5 мм меньше толщины штукатурки.

Рисунок сграффито» выполненный по трафарету, наоборот будет выпуклым, и походить на лепную композицию. Толщина такого изображения зависит от толщины используемого трафарета, который может быть изготовлен из самых различных материалов, например фанеры, картона (плотного), пластмассы и т.п.

Для удобства работы с трафаретами и шаблонами к ним обычно приделывают одну или две ручки. Чтобы трафареты и шаблоны не прилипали к раствору и легко с него снимались, их тыльные стороны рекомендуется срезать на скос. Также трафареты и шаблоны рекомендуется предварительно вскрывать олифой или какой-либо масляной краской – это позволит сделать их прочнее и долговечнее. В процессе работы трафареты или шаблоны либо придерживают руками, либо прикрепляют к поверхности гвоздями.

Перед нанесением рисунка сграффито поверхность штукатурки следует подготовить, а именно – насечь ее острым инструментом, очистить жесткими стальными щетками от грязи и пыли, и промести веником. После предварительной подготовки, приблизительно за 30 минут до нанесения штукатурного слоя, поверхность необходимо смочить водой

Виды фасадной рустованной штукатурки и основные принципы ее выполнения

Автор: Человек Труда 22 528Опубликовано 3.9.2014

В классическом архитектурном оформлении фасадов зданий существует такое понятие, как рустика – участки стены или стена целиком, отделка которой представляется в виде штучных облицовочных изделий с четко просматриваемым швом.

Именно этот шов, который отделяет штучные изделия одно от другого по квадратному или прямоугольному его периметру и называется рустом. При этом важно знать, что руст может быть выполнен в разных изгибах, то есть формах в поперечном его сечении, но при этом оставаться строго прямолинейным.

Данный прием декорирования применялся для того, чтобы придать ощущение тяжести и монументальности здания и выполнялся с применением сугубо каменных штучных материалов. Однако такие материалы стоят дорого, и укладывать их довольно непросто, посему часто-густо выполняется имитация, которая представляет собой рустованную штукатурку.

Ранее процесс производства такой «мокрой» отделки занимал много времени, но на сегодня рустованная отделка выполняется преимущественно по современным технологиям и материалам, что гораздо облегчает процесс. Собственно мы и поговорим о том, как выполнить ее и по современным и по традиционным технологиям, а также какие вообще бывают ее разновидности.

Виды фасадной рустованной штукатурки

Выполняется такая штукатурка не только на плоскостях стен и отдельных их участках, но и на архитектурно-конструктивных участках, как цоколь здания, пилоны, пилястры, колонны, арки и многие другие.

Форма руста, а также его углубленность регулируют внешний вид, предавая или отбавляя массивность частей здания, выполненных в архитектурном декоративном оформлении таким способом.

Сам профильный контур шаблона, из которого выполняется (протягивается, вырезается) рустовка швов, состоит из стандартного набора линий – архитектурных обломов. Таким образом, можно выделить перечень рустованных штукатурок по их оформлению рустов:

  • «греческий»;
  • прямоугольный;
  • скошенный;
  • закругленный;
  • желобчатый;
  • фигурный.

Помимо того какую форму имеет рустовка, для внешнего вида важна также форма квадр – участков плоскостей, которые обрамлены/разделены рустами. Они могут быть как плоскими и не выступающими, так и иметь форму рваного камня или призмы, пирамидальную выпуклую форму, а также желобчатою прямоугольную форму.

Читайте также:  Техника сграффито

Греческий руст имеет небольшое углубление, подобно прямоугольному, но отличием является чередование рядов из небольших и больших прямоугольных камней, выполненных со швом руста в «разводку». Сами квадры, имитирующие греческий камень, являются плоскими (имитирующими шлифованный камень). Имеется и немного иная разновидность имитации – под римскую кладку, когда квадры имитируют грубо отесанный камень.

Прямоугольный руст является самым распространенным и не имеет особого набора архитектурных обломов, шов представляет собой прямоугольную прорезь умеренной глубины и может выполняться при оформлении квадр практически в любой форме. Особенно он применяется при рустовке штукатурки небольшой толщины слоя.

Скошенный руст имеет треугольное сечение, сужающееся вглубь. Такая имитация создает впечатление особой тяжести, массивности блоков и придает им форму трапеции по причине того, что острые, выступающие углы представлены скошенными. Для того, чтобы выполнить такой руст, нужно выполнить толстый слой штукатурки, либо кирпичная кладка должно быть выполнена с углублениями в местах рустов.

Закругленный руст подобно предыдущему, выполняется по толстому слою штукатурки. Таким образом выполненная рустованная штукатурка смотрится более гармонично с овальными, полукруглыми элементами сооружения и легкими архитектурными орденами, хотя, как говорится, «на вкус и цвет». Внутренние углы острые, наружные отсутствуют, ибо сточены в радиус, но примыкания вертикальных и горизонтальных швов выполняется без закругления.

Желобчатый руст состоит также как и закругленный, из радиуса и прямоугольного облома, только радиус не прямой, а обратный, что и образует шов в форме желоба. Такой руст смотрится очень широким (в общем то так оно и есть) и при разработке эскиза важно просчитать размер квадр, чтобы они не смотрелись чересчур мелкими относительно таких рустованных швов.

Фигурный руст уже считается сложным, так как состоит из целого комплекса архитектурных обломов. Существует уйму всевозможных комбинаций архитектурных обломов, из которых можно получить самой разнообразной формы рустованный шов. Ширина такого руста может быть очень большой, как и глубина, посему не представляется возможным выполнить его на обыкновенном слое штукатурки (2,2 см – максимум по СНиП). Выполняется он исключительно одним способом – вытягиванием с помощью шаблона.

Оформление фасада рустованной штукатуркой по традиционным технологиям

Этот вариант не предусматривает столь популярное на сегодня наличие устройства утеплительного фасадного слоя. Однако все таки комбинировать материалы можно, особенно можно брать современные штукатурные составы и выполнять работу по формированию рустов при помощи их.

По традиционным же технологиям имитация участков фасада дома под рустованный камень выполняется из обыкновенного цементного или цементно-известкового штукатурного состава с нанесением по обыкновенной технологии оштукатуривания с наличием слоев оббрыска и грунта.

При этом работа по формированию рустов может производиться по свеже затертой штукатурке, либо же они могут выполняться непосредственно вместе с оштукатуриванием. Так или иначе, имеется несколько вариантов выполнения рустов на фасаде здания, перечень таков:

  • вытягивание рустов при помощи шаблона;
  • изготовление рустов деревянной обрешеткой;
  • нарезка рустов при помощи пилы под правило;
  • набивка рустов металлической рейкой.

Существуют особые дизайнерские затеи, когда сам руст обрамляется (окаймовывается) узором или сплошной полоской, проведенной по периметру квадры. Это обрамление отдельно дорабатывается ручными инструментами, как и сами квадры, в случае если они выполняются с рельефом или определенной формой выступа плокости.

Вытягивание рустов при помощи шаблона производится по мере оштукатуривания по специальным направляющим (правилам), которые монтируются выше и ниже линии руста. При этом руст выполняют по свеженанесенному слою грунта и формируют линейными движениями шаблона по рейкам.

Существует несколько способов, которыми рустовка фасада выполняется шаблоном: вытягивание одной ленты и вытягивание двух лент. В первом случае шаблоном формируется лишь одна полоска шва руста, во втором же шаблон имеет выступы для протягивания сразу двух параллельных рустов. При этом шаблон может иметь профиль самой квадры, то есть таким спообом модно вытянуть одновременно два руста и фигурную квадру.

Изготовление рустов деревянной обрешеткой, пожалуй, самый простой способ выполнения работ. Суть его заключается в том, чтобы в свеженанесенный и разровненный слой грунта «замонолитить», то есть утопить рейки, повторяющие профиль руста. Это выполняется путем втирания или вибрации легкими постукиваниями молотка по рейки.

Сначала утапливаются горизонтальные рейки, затем вертикальные так, чтобы получилась обрешетка. После начала схватывания раствора рейки аккуратно вынимают, при необходимости затирают дефекты. Есть и дилетантский способ, когда эти рейки устанавливают в качестве маяков по подготовленной поверхности, клея их на сплошные полосы того раствора, которым предполагается оштукатурить всю поверхность. Когда раствор крепко схватится, между реек, как по маякам наносят раствор и разравнивают.

Нарезка рустов при помощи пилы под правило может применяться для того, чтобы поверхность рустованная мела тонкий и неглубокий руст. В данном случае работа выполняется по слегка окрепшей, затертой штукатурке по предварительной намеченной разметке поверхности. Для того чтобы вышли ровные надрезы, пилу облокачивают на прочно прижатое к обрабатываемой поверхности правило.

Формирование самого шва руста производится в несколько рабочих операций: прорезание нижней границы руста, верхней границы и выскабливание раствора между ними (выскабливать можно тонким шпателем, зубилом). Также можно сам образовавшийся шов затереть куском вырезанного по его форме и размеру пенопласта.

Набивка рустов металлической линейкой довольно сложный процесс, при котором рустовать штукатурку приходится инструментом, длиной не больше метра, и следить за равномерной глубиной образующегося шва по всей его длине. Линейка укладывается по заранее выполненной разметке. Такой руст может получится толщиной не более 10 мм, от глубины выполнения которого в большей степени зависит трудоемкость всего процесса.

В данном случае очень важно дождаться определенного момента, в котором раствор еще не полностью схватился, но уже не «поплывет» от вибрации, созданной ударами молотка по металлическому инструменту (линейке). Глубина шва, выполненного таким способом, может быть не более 10 мм, а его форма может быть прямоугольной, а особенно удобно таким способом выполнять скошенной и трапециевидной формы русты.

Оформление фасада рустованной штукатуркой по современным технологиям

Современная штукатурка рустик фасада, то есть отделка его «мокрым способом» выполняется с применением слоя утеплителя – минераловатных или пенополистирольных плит. Работа начинается с подготовки поверхности, то есть выравнивания ее черновой штукатуркой (цементно-песчаной/цементно-известковой или современной полимерцементной), укладка сплошного слоя утеплителя, а затем происходит разметка линий будущих швов.

Сами квадры формируются из этих плитных материалов путем укладывания их с соблюдением шва, а в шов между ними закладывают специальный профиль, выполненный из пластика или из алюминия. Наиболее распространенные квадратного сечения профиля, но существуют и всех тех видов, которые были рассмотрены стены рустованные по традиционным технологиям.

Этот профиль имеет перфорированные плоскости, которые прилегают к плитам, укладывают их на клей. Далее все идет по технологии: устройство стеклосетки по плитам утеплителя на клеевой штукатурный состав и вторичная накрывка этим же составом по высохшей наклеенной стеклосетке.

После этого производится либо подготовка под покраску, которая заключается в нанесении беспесчаной накрывки, либо подготовка под современные фасадные штукатурки (короед, камешковая, мозаичная) и в таком случае поверхность обрабатывается грунтующей краской с кварцевым песчаным наполнителем. Таким образом, быстро и качественно можно выполнить рустованные пилястры, а также рустованные колонны, помимо стен, арок и многих других элементов здания.

Как можно наблюдать, по современным технологиям работа выполняется одинаково независимо от формы руста. Кроме того, существуют специальные фигурные плиты-русты, которые вообще не требуются в отделке, кроме покраски разве что, но это уже относится к облицовочным работам, а не к штукатурным.

Роспись по штукатурке своими руками

Роспись по штукатурке пришла к нам с давних времен, по этой технологии расписаны сохранившиеся древние храмы и дворцы. Такая методика наружной и внутренней отделки стен позволяет создать индивидуальный, неповторимый образ в жилых и общественных помещениях.

Расписывать можно как сырую, так и сухую оштукатуренную поверхность стен. Чтобы создать на поверхности стены настоящий шедевр, придется пригласить художника, умеющего работать в этом направлении. Несложный узор или рисунок можно нанести своими руками, но для этого нужно изучить технологию росписи стен.

Виды росписи

Живопись по штукатурке с каждым годом набирает популярность и является достойной альтернативой обоям.

Многим интересно, как называется роспись по сырой штукатурке.

В переводе с итальянского языка, слово сырой переводится, как фреска.

Существует два вида нанесения:

  • роспись по сухой поверхности может выполнить художник или человек, хорошо умеющий рисовать. Обойдется ручной рисунок более дорого, чем роспись по влажной поверхности по эскизу;
  • роспись по сырой штукатурке называется фреска. Нужно успеть нанести изображение до того, как поверхность высохнет. Такая техника требует тщательной подготовки.

Технология выполнения росписи по сырой и сухой поверхности существенно отличается. При выборе метода нанесения руководствуются требованиями к внешнему виду изображения, наличием средств и времени, личными художественными навыками.

Технология создания фресок

Даже если не планируется выполнение работы своими руками, специалистов нужно контролировать. От четкого соблюдения ими технологии выполнения работ зависит окончательный результат и долговечность изображения. При нарушении технологического процесса может получиться, что изображение со временем начнет трескаться и осыпаться.

Чтобы создать качественное изображение на стене, понадобится:

  • в качестве основы используют не успевшую высохнуть оштукатуренную в несколько слоев стену;
  • эскиз рисунка нужно подготовить заранее, если он занимает большую площадь, его делят на секции;
  • на влажную штукатурку наносят эскиз, затем разукрашивают его, придерживаясь технологии нанесения.

Технология создания фрески требует умения и мастерства художника. Если нет уверенности в своих силах, лучше пригласить специалиста.

Подбор изображения

Стена, на которую наносят изображение, должна быть открытой и естественно освещенной. Если роспись стен выполняют самостоятельно, лучше выбирать несложное изображение, содержащее не более 3 цветов.

Подготовка поверхности

Чтобы штукатурка крепко держалась, нужно сделать поверхность, на которую будем наносить раствор, максимально шершавой.

Сначала удаляют все отслаивающиеся части строительных материалов.

Для более крепкого сцепления делают перфоратором или отбойным молотком неглубокие выбоины на стене.

Если стена ранее оштукатурена, сбивают раствор в тех местах, где он плохо держится. Грунтовка стены обеспечит хорошее схватывание материалов и способствует обеспыливанию поверхности.

Подготовка раствора

Штукатурный раствор готовят на основе свежей извести высшего сорта с добавлением кирпичной крошки или кварцевого песка. Кирпичная крошка продлевает время высыхания раствора, это дает возможность нанести рисунок.

Известь предварительно гасят водой до прекращения в растворе соответствующей реакции. Для этого оставляют выстаиваться известь, залитую водой, на несколько суток.

Состав раствора для каждого слоя понадобится различный. В таблице указаны пропорции смешиваемых материалов:

СлойИзвестьНаполнитель
Для первого слоя1 часть3 части
Для финишного слоя1 часть2,2 части
Для нанесения трех и более слоев1 часть1,8 части

Нанесение штукатурки

Для получения идеально результата нужно четко следовать технологии нанесения. Работу выполняют в несколько этапов, от их выполнения зависит внешний вид и качество рисунка.

  1. Стену увлажняют за сутки перед выполнением работ, а потом повторно за 1,5—2 часа до нанесения штукатурки.
  2. Первый слой штукатурки наносят путем наброса на хорошо увлажненную стену. Раствор распределяют теркой без разравнивания. Толщина слоя должна быть 3-6 мм.
  3. Раствор в процессе высыхания уплотняют методом постукивания. Чистовую затирку не выполняют. Для хорошего схватывания слоев между собой, должна получиться грубая, шершавая поверхность. Можно придать рельеф, нанося шпателем волнистые линии глубиной до 2 мм.
  4. Каждый последующий слой наносят после высыхания предыдущего. Первый слой самый толстый, он сохнет 10-14 дней.
  5. Увлажнят поверхность, затем наносим второй слой штукатурки. Если на поверхности появился белый налет, его нужно счистить, так как он будет препятствовать связке штукатурных слоев. Возможно нанесение до 7 слоев штукатурки.
  6. Финишный слой должен содержать кварцевый песок (без кирпичной крошки и других добавок). Раствор наносят толщиной 1-3 мм на предварительно увлажненную поверхность. Учитываем, что финишный раствор очень быстро высыхает. Если нет опыта работы, лучше наносить небольшими участками по 0,5 кв.м.

Консистенция раствора должна быть такой, чтобы шпатель, опущенный в него, выходил сухим. Это гарантирует минимальную усадку раствора после его нанесения на стену. Для повышения крепости штукатурки в раствор добавляют рубленую пеньку и льняное волокно.

Нанесение изображения

Даже опытные мастера заранее подготавливают рисунок на плотной бумаге. Прорисовывать каждую деталь необязательно, главное четко выделить контуры основных элементов. Если композиция имеет большие размеры, ее разрезают на несколько одинаковых частей. Учитывают при выборе размера, что каждая часть должна быть нанесена на стену в один заход. Мастер-класс по росписи стен смотрите в этом видео:

Контуры рисунка наносят иглой на сырую штукатурку

Пошаговая инструкция росписи стен:

  1. Когда поверхность выровняли, переносят контуры рисунка на влажную штукатурку методом прокалывания иглой по контуру рисунка или выдавливанием. Интересной идеей является перенос контура с помощью обведения контура изображения, передаваемого диапроектором.
  2. Рисовать красками по сырой штукатурке начинают с крупных объектов, постепенно переходят на более мелкие детали. Используют мягкие кисти. Прорисовывают от светлых элементов, постепенно закрашивая более темные участки. По окончании закрашивания проходят вторым слоем, начиная наносить сначала темные тона, затем продвигаемся к более светлым тонам.
  3. Место стыка краев росписи аккуратно подрезают ножом, чтобы получился наружный скос. Накладывают на незаполненные края штукатурку и разглаживают, чтобы не видно было шва. Продолжают роспись.
  4. После того, как проработали рисунок, наносят тени, выделяют основные слои, подкрашивают и лессируют.
  5. После высыхания изображения поверхность нуждается в шлифовке. Затем изображение натирают воском, который защищает поверхность от разрушения и выцветания красок под внешними воздействиями. Подробнее о том, как нанести фреску, смотрите в этом видео:

Пока кисть легко скользит по стене, краска хорошо впитывается, проникая внутрь основы и закрепляясь в ней. Если после мазка остаются борозды, штукатурка высохла, нужно срезать ее на этом участке, нанести новый слой штукатурки и только после этого продолжать наносить рисунок.

После окончания раскрашивания фрески ее нельзя трогать на протяжении 7—14 дней. Краски впитываются неравномерно, поэтому пока поверхность высыхает, насыщенность красок может меняться несколько раз. Когда изображение высохнет, оно приобретет требуемый вид.

Советы

Чтобы получилось качественное изображение на стене, нужно учесть несколько советов:

  • при выборе красок учитывают, что после высыхания цвет значительно блекнет, нужно выбирать более яркие краски;
  • изображение подбирают так, чтобы, если изменится назначение комнаты, оно гармонировало с оформлением нового помещения. Не стоит выбирать кричащие, раздражающие тона и картины с изображением сцен войны и т.д;
  • пока штукатурка высыхает, помещение нужно защитить от сквозняков, прямых солнечных лучей и резких перепадов температуры;
  • краски наносят с легким прижимом кисти, чтобы не повредить основание. Наносят тонким слоем, толстый слой не полностью впитается в штукатурку;
  • для изображения дымки в пигменты добавляют белила из извести.

Краски наносят от более светлого к темному. Обязательно нужно соблюдать такую последовательность, чтобы светлые тона успели впитаться в штукатурку. Когда художник движется в обратном направлении, видит, где тон поблек и его нужно обновить.

Роспись по сухой штукатурке

Применяют такой вид живописи значительно реже, чем фреску. Называют нанесение рисунка на сухую стену – Альсекко. Подробный мастер-класс по росписи смотрите в этом видео:

Краски для росписи основаны на казеиновом тесте

Так как художник не зависит от процессов высыхания поверхности, этот вид работ не требует скорости выполнения.

Для росписи применяют краски на основе известкового и казеинового теста. Они полностью безопасные для здоровья и подходят для оформления детских комнат.

С такой работой справится профессиональный художник или человек, умеющий хорошо рисовать. Ручная работа неповторима, она стоит дороже, чем нанесение рисунка по готовому эскизу.

Поверхность, являющаяся основой для рисования, должна быть идеально ровной. Обязательно грунтовать стены перед нанесением рисунка.

Перед нанесением изображения поверхность стены увлажняют. Краски наносят в несколько слоев. Каждый последующий слой накладывают после высыхания предыдущего.

Краски для росписи

Рисовать можно по сырой штукатурке водяными, известковыми или темперными красками. Рассмотрим их свойства в таблице:

Вид краскиХарактеристики
1На водной основеКолеры разбавляют водой, возможно добавление в состав гидрата окиси кальция (известь).
2ИзвестковыеКраски изготавливают на основе известкового теста или известковой воды. Ими удобно вносить правки на высохшей основе.
3ТемперныеПрименяют для ретуширования готового изображения. В состав входят яйца, казеин, сухие пигменты, добавки, замедляющие застывание краски.
4Клеевые

В продаже существует большое разнообразие видов красок для росписи стен по сырой и сухой штукатурке.

Мастер при выполнении работ должен учитывать все нюансы применяемой техники нанесения. Важно не допускать нарушения целостности штукатурного слоя.

Это может произойти, если художник по неопытности пытается смешать накладываемый цвет с невысохшим оттенком предыдущего слоя. Живопись с использованием более 3 цветовых оттенков требует особого внимания и мастерства.

Живопись по сырой штукатурке обретает все большую популярность благодаря возможности создать уникальные изображения на стене.

Стенная живопись по штукатурке, рисование на сырой и сухой поверхности

Нанесение живописного изображения на оштукатуренную стену применяется с древних времен. Во многих странах так расписывали древние храмы, общественные, жилые здания. И вообще, человек на стенах писал картины со времен первобытных пещер.

На долгое время этот вид отделки, украшения стен был забыт.

Заметка: Живопись водяными красками по сырой штукатурке называется Фреской, так же по-другому её называют – Альфреско.

Однако, именно в современных интерьерах фрески выглядят необычно, изысканно.
Мастер или художник должен хорошо разбираться в особенностях письма на штукатурке. Ведь это живой материал, который с разной интенсивностью может впитывать разные составы.
И чтобы при высыхании колеров изображение не деформировалось, не побледнело, надо умело подобрать и приготовить краски, а также, стену.

В наши дни мастера – отделочники используют разнообразные техники украшения интерьера помещений. Они добиваются оригинальности каждого дизайнерского проекта, изобретают новые материалы и способы их использования. Все для того, чтобы каждый дом, каждая комната имела свой стиль. Заказчики хотят видеть свой дом красивым, необычным, уютным.
Каждый человек хоть раз бывал в церкви и видел на стенах старинные фрески. Эти живописные картины, сделанные много веков назад, сохраняют яркость изображения. Они завораживают своими сюжетами, прозрачностью колорита красок, легкостью фактуры. Такие фрески придают интерьеру воздушность.
Эта техника живописи по штукатурке известна со времен Древнего Рима. Фресками украшали не только храмы, но и потолки и стены дворцов. В зависимости от вида обработки стен можно выделить два способа исполнения картин – по сухой стене и по сырой.

Техника настенной живописи красками по сухой штукатурке.

Настенная живопись по сухой штукатурке называется Альсекко. Используют краски, замешанные на сырых яйцах, на клеевой основе, на воде. Роспись по сухой штукатурке более устойчива к загрязненному воздуху, сырости. Таким образом можно расписывать стены зданий со стороны улицы.

Техника настенной живописи красками по высохшей штукатурке появилась позднее фресок. По сравнению с легкими полупрозрачными фресками, живопись по высохшей штукатурке выглядят ярко, красочно, не теряет первоначального вида долгое время.

Стенная живопись по сухой штукатурке осуществляется художниками. Поэтому фасад дома с такой отделкой или интерьер комнаты выглядит изысканно и шикарно.

Чем уникальна техника альсекко.


В последнее время стенная живопись по сухой штукатурке стала украшать многие здания, появились мастера, которые владеют идеально особенностями этой работы. В отличии от фрески, нанесение изображения на сухую стену не требует быстроты работы, так как художник не связан с процессом высыхания стены. Ведь фреску надо наносить на сырую поверхность, а значит надо успеть закончить картину до высыхания поверхности.
Рисовать на сухой стене удобнее. Может работать один художник или группа.
Эта техника живописи зародилась в Европе средних веков и применяется до сих пор. Чем же привлекают такие картины?

  • Краски составляются на основе природных материалов: вода, известь. Ими можно расписывать стены даже в детской. Они абсолютно безопасны для здоровья.
  • Долговечность. Цвета на натуральных ингредиентах хорошо держатся на штукатурке, не осыпаются, не бледнеют.
  • Тщательно прописываются все детали картины.
  • Стойкие составы не боятся воздействия природных факторов, резкой смены температуры воздуха. Техника альсекко применяется для украшения оштукатуренных наружных стен и фасадов зданий, росписи глухих стен и капитальных кирпичных заборов.

Важно заметить! В этой технике вполне гармонично будут смотреться картины на любые сюжеты, выполненные разными художественными стилями.

Техникой настенной живописи красками по высохшей штукатурке должен хорошо владеть человек, который подходит к делу с душой и имеет художественное видение.

Недостатки росписи стенной живописи по сухой штукатурке.

Сложность и ответственность работы предполагает ее выполнение настоящим мастером – художником. Такая работа уникальна, эксклюзивна, точно повторить ее нельзя. Поэтому стоимость отделки будет выше трафаретных изображений. Выполнение работ займет много времени. Поэтому на быстрое завершение оформления помещения стенной живописью по сухой штукатурке рассчитывать не приходится. Чтобы художник работал спокойно, без спешки, обговорите с ним заранее, на какой срок вам ориентироваться.
Функциональность помещения может меняться. Поэтому такие дорогостоящие оформительские проекты должны украшать кабинеты, гостиные, библиотеки

Совет! Выбирайте сюжет для картины обдуманно, рассчитывайте, что картина наносится на длительный срок, чтобы через 2-3 года вам не пришлось заделывать ее, тратиться на новую картину.

Как подготовить поверхность стены к работе художника.

Если хотите получить идеальный рисунок на стене, качественно ее подготовьте. Стену надо очистить от старой краски или обоев. Следы от дюбелей или другие дефекты тщательно заделайте шпатлевкой. После этого покройте поверхность грунтовкой и заштукатурьте заново. Добейтесь абсолютно ровной поверхности. Как только она высохнет, прогрунтуйте ее еще раз и дайте высохнуть. Место для шедевра готово!
Тонкости работы по сухой штукатурке заключаются в том, что материал наносится несколькими слоями. Каждый следующий слой накладывают на высохший предыдущий.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками.


Наибольшего расцвета техника фрески или настенная живопись по сырой штукатурке водяными красками получила в эпоху Возрождения Италии. Сначала на сырую штукатурку накладываются светлые тона. Затем последующие более темные и насыщенные слои наносятся поочередно.

Штукатурка под живопись по сырой штукатурке готовится особым способом. В состав ее входит кирпичная крошка, которая долго держит воду и не высыхает. Другим основным компонентом является известь. Берут самую качественную известь, гасят до полного прекращения процесса большим количеством воды.

Чтобы поверхность стены не трескалась, в штукатурку добавляют льняные нити и измельченную пеньку. Они связывают штукатурный раствор.

Стену готовят следующим образом. Создают неровности, углубления для лучшей адгезии раствора со стеной. Старое покрытие и грязь надо обязательно счистить. Поверхность постоянно увлажняется, а раствор наносится минимум тремя слоями.

Технология живописи по сырой штукатурке водяными красками.

Сначала художник создает на бумаге рисунок в натуральную величину. Он разрезается на отдельные фрагменты. Части рисунка прикладывают к поверхности стены или потолка и обводят по контуру.

Основной фон обычно отбеливают известью. Затем каждый обведенный сегмент заполняют цветом. Фреска должна быть написана быстро. Это требует от художника точности мазка.

Чтобы не тратить драгоценное время, пока не высохла штукатурка, мастер должен работать оперативно. Для этого заранее изготавливается рисунок в цвете. Затем наносятся тона и границы цвета. Каждый участок прописывается тенями.

Помните! У красок для фресок есть особенность – замешанные на извести, они при высыхании светлеют.

Мастеру придется приноровиться к характеру поверхности. Если под финишной штукатуркой поверхность мало впитывает воду, то высыхание фрески будет медленным. Если внизу кирпичная кладка, которая вбирает воду, то процесс ускорится.

Если штукатурка нанесена 4-7 слоев, сохнуть поверхность будет дольше. Причем, каждый следующий слой должен быть тоньше предыдущего. Если поверхность высыхает, плохо впитывает краску, этот участок срезают, на это место наносят новый состав. Главное, чтобы при этом незаметен был шов.

Применение в современных интерьерах фресок.

Прошло время бумажных фотообоев. Но картины природы, цветочные композиции так хочется иметь в своей квартире или доме. Живопись на штукатурке – долговечный, оригинальный способ воплотить мечты в жизнь. Выполненные художником по вашему индивидуальному проекту, они будут радовать глаз долгие годы.

Живопись по сырой штукатурке или как сделать фреску самостоятельно

Фреска — это роспись по сырой штукатурке. Слово произошло от итальянского fresco — «свежий». Сейчас фрески в интерьере применяются реже, зато данный вид декорирования стен считается уникальным, изысканным и необычным. Намного чаще используется сухая роспись по стенам, которая может быть выполнена даже обычным человеком, далеким от профессии художника.

Виды росписи по штукатурке

Техники рисования на оштукатуренных стенах бывают разными. Основные из них:

  1. Фреска. Представляет собой живопись по сырой штукатурке водяными красками. Для создания рисунка нужна специальная пластичная масса из гашеной извести, песка, кирпичной пыли. В идеале в такую смесь добавляются измельченные льняные нити или пенька — в таком случае картина на стене будет более долговечной, не растрескается и не станет крошиться.
  2. Альсекко. Это роспись красками по сухой штукатурке. Для данной методики применяются особые краски на основе клея, воды, сырых яиц. Они позволяют получить стойкое изображение, которое не повреждается от воздействия неблагоприятных факторов.

Техника росписи красками по сухой штукатурке

Живопись по сухой штукатурке имеет свои особенности. Она не требует спешки, рисовать на стене может один мастер или несколько человек в удобном режиме. В состав красок входят природные материалы, поэтому готовые картины будут безопасны для взрослых и детей. Чаще всего сухая методика применяется для декорирования спален, детских комнат. Цвета красок характеризуются яркостью, а сами материалы плотностью, к тому же долго не тускнеют, не осыпаются.

Уникальность техники альсекко

Сейчас техника альсекко (асекко, секко) стала набирать популярность, особенно для украшения зданий, заборов, а также для интерьера домов и квартир. Этот вид настенной живописи предполагает рисование по уже высохшей, но вторично увлажненной поверхности. Методика считается уникальной, имеет ряд неоспоримых достоинств:

  • использование на 100% безвредных красителей;
  • возможность работать целый день или несколько дней без необходимости ускорения;
  • долговечность изображения, стойкость к перепадам влажности и температур;
  • тщательное прорисовывание деталей, четкость картинки;
  • возможность создания объемных изображений и многогранных фигур;
  • пригодность для картин на любые тематики, выполнение работ во всевозможных художественных стилях;
  • возможность поправки изображения или его смывки чистой водой в ходе работы.

Недостатки росписи по сухой штукатурке

Нарисовать действительно красивую картину, выполнить объемный декор сможет только профессионал. Речь идет не о мелких рисунках или орнаменте, которые можно сделать по трафарету, а о действительно эксклюзивных работах. Цена такого труда будет очень высока, а выполнение займет много дней. Поскольку подобный интерьер может наскучить, лучше заранее подумать о его целесообразности.

Рекомендуется выполнять большие настенные изображения в комнатах, где обычно не проводится много времени: кабинетах, холлах, библиотеках.

Подготовка поверхности для работы художника

Чтобы получить красивое и долговечное изображение на стене, ее следует правильно подготовить. Для начала убирают старые покрытия: краску, обои. Затем все сколы, дефекты, следы от крепежа замазывают штукатуркой или шпатлевкой. Основание грунтуют на 1–2 слоя, потом заново штукатурят подходящим составом, выравнивают его до идеального состояния. После высыхания штукатурку еще раз грунтуют, хорошо просушивают, и только потом к работе может приступить художник.

Рисование по сырой штукатурке водяными красками

Смысл данной техники состоит в том, что рисунок наносится на стену еще до высыхания штукатурки. Вначале на поверхность накладываются светлые тона, затем поочередно выполняются более темные, насыщенные и яркие элементы.

Особенности есть и у самой штукатурной массы: при ее изготовлении обязательно используется высококачественная известь, которая гасится водой до прекращения активной химической реакции.

Также для изготовления штукатурки нужна мельчайшая кирпичная крошка — она способна длительно удерживать воду и не сохнуть. Стену тоже готовят особым образом: искусственно создают на ней неровности, чтобы усилить адгезию с материалом. Во время нанесения рисунка поверхность стены регулярно увлажняется, чтобы краски ложились на мокрое основание. После высыхания картинка немного посветлеет, что связано с наличием извести в составе.

Качество готовой фрески будет зависеть от типа поверхности. Например, кирпичная кладка сильно впитывает воду, поэтому высыхание фрески будет быстрым, и без дополнительного грунтования контуры изображения могут потрескаться. На слабовпитывающих основаниях вызывают фреска высыхает медленно, в итоге картина будет смотреться более естественно. Чем больше слоев штукатурки нанесено на поверхность, тем дольше она сохнет.

Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками

Методика рисования по мокрому основанию довольно сложна. Она включает следующие этапы работ:

  1. Создание рисунка и подготовка макета в натуральную величину.
  2. Разрезание заготовки на отдельные фрагменты.
  3. Перенесение рисунка на стену, обведение контуров.
  4. Отбеливание основного фона.
  5. Заполнение отдельных сегментов фрески цветом.

Есть и упрощенные варианты выполнения техники. При наличии сноровки и определенного опыта справиться с работой можно даже в домашних условиях. В оригинале же требуется быстрота реакций и точность мазков. Для облегчения задачи макет картинки стоит заранее раскрасить так, как это будет сделано на стене, прописать его тенями.

История метода

Роспись по мокрой штукатурке практиковалась еще в античном Средиземноморье. Некоторые картины, выполненные несколько веков назад, сохранились до нашего времени — их можно увидеть на стенах храмов, старинных зданий. В Древнем Риме живопись по штукатурке украшала дворцы, стены в домах богатых людей, общественные здания. Особенно много фресок было в городах Помпеи, Геркуланума, которые позже оказались засыпанными пеплом Везувия.

В Средние века фрески стали еще более популярными. Благодаря недорогому сырью, которое готовилось из местных минералов, их стали применять повсеместно. Широко прославились итальянские художники, обладавшие огромным мастерством и талантом.

Поскольку краска намертво схватывалась со штукатуркой, она держалась невероятно долго и не тускнела, хотя после высыхания становилась более бледной. Вплоть до XVIII века фреска занимала ведущие позиции в украшении интерьеров, и лишь позже ее вытеснили новые виды искусства.

Суть процесса

После того, как штукатурка на основе песка и извести наносится на стену в несколько слоев, на верхнем выполняется рисунок определенными видами краски. Последние должны быть водорастворимыми, сделанными на основе извести, казеина или силикатов.

Постепенно краски впитываются в штукатурку, окрашивают присутствующую в ней известь (карбонат кальция). В результате картина становится как бы частью стены и не стирается. Удалить ее можно только путем снятия слоя штукатурки.

Фрески в квартире

Фреска относится к разновидности монументальной живописи: ее нельзя снять, как картину, и перевесить в другое место. Чтобы фреска действительно украшала помещение, она должна стать неотъемлемой частью интерьера, гармонируя с остальными его элементами. Именно поэтому нужно заранее продумать дизайн комнаты, определиться с типом картины, которая будет изображена на стене.

Габариты фрески тоже надо рассчитать еще до ее выполнения. Крупные изображения не впишутся в маленькую комнату, будут смотреться навязчиво, угнетающе. Роспись потолка тоже не всегда хороша для квартир: она подходит лишь при условии значительной высоты стен и большой площади комнаты.

Выполнять работу можно самостоятельно. Тем не менее, результат вряд ли будет напоминать труд профессионала. Если решено нанять художника, надо помнить, что далеко не все имеют навыки работы со штукатуркой. В ряде случаев приходится искать и штукатура, и оформителя, которые будут трудиться в паре, что обойдется в приличную сумму. При решении выполнить фреску своими руками рекомендуется потренироваться на менее сложных объектах и освоить игру света и тени, узнать свойства красок.

Технология создания фресок на штукатурке

Работы включают в себя два основных направления: нанесение штукатурки и ее роспись. Оба этапа непосредственно связаны, причем второй вытекает из первого. Важно строго соблюдать технологический процесс, иначе изображение может потрескаться и вскоре осыпаться.

Подбор изображения

Для изготовления фрески выбирают любой рисунок, который подходит к основной стилистике. Для самостоятельного расписывания стен не стоит брать более, чем 3 основных цвета. Стена, на которой будет находиться фреска, должна быть хорошо освещенной лучами солнца, не загроможденной предметами мебели.

Подготовка основания

Отделочные работы всегда начинают с качественной подготовки стены. В рамках подготовительных мероприятий производятся такие действия:

  1. Снятие старого покрытия. Убирают все отслаивающиеся материалы, счищают штукатурку вплоть до основания (бетона, кирпича, дерева). Если слой держится крепко, можно ограничиться частичным удалением крошащихся участков. Поверхность стены тщательно обметают тряпкой от мусора, пыли.
  2. Выполнение насечек. При помощи перфоратора со специальной насадкой-долотом делают мелкие насечки глубиной менее 0,8 см на стене. На 1 кв. м площади наносят примерно 120 насечек. Еще раз смахивают с основания пыль.
  3. Грунтование. Глубоко проникающим составом осуществляют обработку подложки в 1–3 слоя, чтобы улучшить силу сцепления со штукатуркой.

Приготовление раствора

Опытные мастера готовят растворы по своим «рецептам», подбирая соотношение компонентов опытным путем. Но рекомендации по пропорциям все-таки существуют. Обычно для выполнения первых слоев штукатурки смешивают между собой:

  • 1 часть гашеной извести;
  • 4 части песка;
  • немного мелко нарубленной пеньки или целлюлозы.

Для финишного слоя штукатурки соединяют 1 часть извести и 2,5 части песка. Идеальным вариантом будет замена песка или его доли на кирпичный порошок. Для уличных работ количество кирпича должно быть небольшим. Что касается извести, то она обязана иметь высокое качество, иначе для рисования фрески не подойдет. В дешевой извести минимальное содержание оксида кальция, поэтому ее гашение может занять несколько месяцев. В результате возникнет высол, штукатурка отстанет от стены или расслоится.

Идеальный вариант — купить для раствора чистую известь-пушенку, которая уже погашена. Также можно приобрести порошок негашеной извести и погасить его самостоятельно (залить чистой водой на 2 недели, потом жидкость слить). Песок для штукатурки тоже должен быть качественным и чистым. Лучше взять речной песок, просеять его через мелкое сито, чтобы штукатурка получилась более пластичной.

Нанесение штукатурки

После приготовления штукатурки нужно сразу приступать к ее нанесению на стену. Слоев должно быть не менее двух, но чаще всего выполняется 3 штукатурных слоя (максимальное количество — 7). Если толщина штукатурки составит более 1–1,5 см, риск ее растрескивания повысится.

Оштукатуривание производят в три этапа:

Вначале к стене крепят маячки, которые позволят выровнять штукатурку. Производят набрызг мастерком, набрасывая первый слой толщиной до 6–8 мм. Распределяют штукатурку теркой для равномерности, но не слишком ее разглаживают. Излишки раствора убирают правилом. Зубчатым шпателем или иным удобным инструментом выполняют волнистые линии глубиной до 2 мм с шагом в 40 мм. Такие волны помогут сформировать рельеф и улучшить сцепление с последующими слоями штукатурки.

После частичного схватывания первого слоя приступают ко второму, промежуточному. Для грунта раствор должен быть более густым, чем для набрызга, поэтому воды в штукатурку добавляют меньше. Массу наносят на стену мастерком, перетирают полутерком, излишки убирают правилом. Регулярно контролируют положение штукатурного слоя уровнем, так как на этом этапе осуществляется выравнивание основания.

Для укрывки штукатурку делают более жидкой. Наносят ее при помощи терки тонким слоем (2–3 мм). За один подход желательно накладывать на стену столько укрывки, сколько удастся сразу закрасить, ведь она очень быстро сохнет. Опытные мастера расписывают по 6–9 кв. м в день, а новичкам стоит начинать с небольших картин.

Краска для росписи

При выборе краски нужно учесть, что известковая составляющая штукатурки обладает щелочной реакцией, поэтому пигменты должны быть щелочеустойчивыми. В противном случае краска быстро поменяет цвет, либо вообще обесцветится.

Также пигменты должны быть растворимыми в воде, иначе развести их будет сложно, а при контакте со штукатуркой произойдет порча красящей основы. Чаще всего для живописи по сырой штукатурке применяются такие виды красок:

  • акриловые водные — разбавляются обычной водой, содержат различные пигменты: оксид хрома, умбру, сиену, бордо, охру, киноварь и другие;
  • известковые — готовятся на основе известковой воды или теста, очень удобны для внесения правок на фреске;
  • темперные — в состав входят куриные яйца, казеин, жидкое стекло, добавки для замедления засыхания.

Самыми стойкими и красивыми считаются темперные краски. Яичный белок альбумин вступает в реакцию с известью штукатурки, в результате получается новое химическое соединение — альбуминат кальция. Оно очень прочное, не разрушается в течение многих лет. Опытные мастера разводят темперные краски пивом или вином, а не водой, при этом вводят в них только яичный белок (желток может менять основной оттенок).

Повышает качество готовой краски жидкое стекло: его всегда добавляют для росписи наружных стен. При контакте с известью силикаты формируют нерастворимую субстанцию, которая вовсе не боится осадков и перепадов температур.

Готовая краска не должна быть густой. Лучше, если по консистенции она напоминает полужидкую сметану. При росписи штукатурки нужно пользоваться мягкой кистью, которая не оставляет ворсинок.

Нанесение изображения

Вначале прикладывают к стене эскиз будущей картинки, аккуратно прикалывают его прямо к слою штукатурки. Намечают линии острым шилом, получая четкий отпечаток, убирают бумагу. Далее приступают к прорисовке светлых зон. Рекомендуется заранее выбелить их гашеной известью, чтобы пастельные оттенки имели свой естественный вид. Постепенно переходят к средним по яркости тонам, затем к темным.

Мазки выполняют легкими движениями, чтобы кисть не сдирала со стены влажный известковый состав. Если в краске появляются белые разводы, кисточку сразу промывают и отжимают. После выполнения основного рисунка приступают к прорисовке в обратном порядке:

  1. Темные тона.
  2. Средние оттенки.
  3. Самые светлые цвета.

Прорисовка дает возможность сделать переходы между отдельными участками плавными, естественными. В завершение росписи края неокрашенной штукатурки аккуратно срезают острым ножом, формируя скосы, накладывают на них гипсовый раствор и осторожно заглаживают. В результате стыки между фреской и стеной должны полностью исчезнуть.

Готовая фреска сохнет около 10 суток, так как краска впитывается в штукатурку довольно медленно. В течение этого времени нельзя допускать появления сквозняков, перепадов температуры. В целом техника живописи по сырой штукатурке довольно сложна, но при желании и наличии художественного вкуса ее вполне можно освоить и практиковать самостоятельно.

Живопись по сырой штукатурке

Технология живописи по сырой штукатурке используется многие сотни лет, такие картины называются фресками. В давние времена они рисовались в церквях и монастырях, потом их можно было встретить в самых престижных зданиях, в том числе и дворцах. Затем она забылась и применялась только реставраторами во время восстановления произведений искусства. В наше время такой декор используется при оформлении различных интерьеров, в том числе и жилых. Как выполняется живопись по сырой штукатурке, и можно ли сделать ее самостоятельно?

Живопись по сырой штукатурке

Особенности работ

Несмотря на высокую декоративность такой отделки, применяется она не слишком часто, даже при оформлении современных храмов. Причин такому явлению несколько.

  1. Сложность подготовки специального основания. Далеко не каждый может качественно и с учетом всех требований оштукатурить стену. Здесь используют особый рецепт приготовления смеси, к тому же, существуют свои тонкости ее нанесения.
  2. Процесс идет очень медленно, художники не могут работать с квадратного метра. Живопись по сырой штукатурке существенно отличается от традиционного создания картин, это намного сложнее и требует соблюдения очень многих специальных технологических условий.
  3. Высокая цена отделки помещений. Одна стена стоит значительно больше, чем полная финишная отделка всех поверхностей помещения. Это делает недоступным использование таких рисунков для абсолютного большинства наших соотечественников.

Рисование таких картин на стенах требует большого мастерства и опыта

Как видите, профессиональную живопись по сырой штукатурке (фрески) может делать только ограниченный круг лиц. Но для декора жилых помещений все эти требования не принципиальны, поэтому для выполнения подобных работ достаточно иметь талант к рисованию и базовые навыки штукатура. Ну а если позволяют средства, лучше всего нанять для этого специалиста. Теперь можно кратко знакомиться с особенностями технологии.

Алгоритм выполнения

Все действия разбиваются на несколько этапов, только точное выполнение каждого из них может обеспечить надлежащее качество. Даже малейшие отклонения от используемой технологии обязательно будет иметь крайне негативные последствия.

    Выбор места нанесения рисунка и его тематика. Эти вопросы решает художник совместно с заказчиком. Принимаются во внимание не только архитектурные особенности помещения, но и качество освещения, выбранный стиль, сюжет рисунка и т. д. Еще один важный фактор – нужно обращать внимание на материалы изготовления стен, на которых планируется делать живопись. Они должны быть только из полнотелого красного кирпича, все остальные современные строительные материалы по своим физическим параметрам категорически не подходят. Не может быть и речи о гипсокартонных, пенобетонных и прочих современных материалах.

Определившись с тематикой рисунка, готовят его эскиз

Качество подготовки основания имеет решающее значение

Нанесение рисунка — самый творческий процесс

Теперь можно кратко ознакомиться с особенностями каждого этапа.

Подготовка поверхности стены

К этому этапу надо относиться очень ответственно. Дело в том, что традиционная технология запрещает применение современных материалов и пропиток для повышения показателей адгезии, предупреждения растрескиваний и отслоений. Долговременный эффект надо достигать иными методами.

Таблица. Этапы подготовки основания

Удаление старого слоя штукатурки

Наименование операцииОсобенности и порядок выполнения
Выполняется лишь в тех случаях, когда стены уже отделаны по современной технологии. Как мы уже упоминали, здание должно быть только из полнотелого красного кирпича, другие варианты в принципе не могут рассматриваться. Старая штукатурка удаляется во всех случаях, не имеет значения, хорошо она держится или нет. Причина – для живописи по сырой штукатурке есть жесткие требования, она не может иметь в своем составе цемент. В те далекие времена этот строительный материал известен не был, а все современные смеси изготавливаются с его использованием. Цементные покрытия не имеют тех физических характеристик, которые требуются для фресок. Для оштукатуривания готовятся специальные составы, о них мы подробнее расскажем в статье немного ниже.

Подготовка поверхности к оштукатуриванию

Надо принимать все меры для увеличения прочности сцепления штукатурки. Поверхности не только очищаются от пыли и грязи, но и сильно увлажняются. Если кладка гладкая, то делаются насечки. Стены надо выровнять, перепад поверхностей по неровностям не может превышать одного сантиметра, а общая толщина всех слоев покрытия в пределах 2–4 см. Нарушение этого требования приводит к тому, что краска неравномерно проникает в штукатурку, а это становится причиной неконтролируемого изменения оттенков после высыхания.

Никакие грунтовки перед началом работ не используются, это грубое нарушение технологии, оказывающее крайне негативное влияние на конечный результат и долговечность фрески. Штукатурка наносится в несколько слоев, перерыв между ними может достигать 10–14 дней. Конечное решение принимается опытным мастером в зависимости от фактических условий и состояния покрытия.

Чаще всего это делают сами художники перед нанесением рисунка. Финишное покрытие выполняется только раствором качественной специально подготовленной извести.

Теперь следует рассмотреть некоторые этапы более подробно.

Подготовка раствора

Долговечность фресок объясняется двумя секретами древнейшей известной живописной техники: специальным раствором для оштукатуривания и уникальным составом используемых красок. А от таланта художника зависит художественная часть работы. Какие компоненты должны быть в штукатурном слое?

    Известь многолетнего гашения. К ней выдвигаются очень жесткие требования, для наиболее ответственных фресок специально покупают австрийскую известь десятилетнего гашения. Отечественные материалы по качеству не подходят. Известь имеет не только неплохие показатели адгезии с кирпичными стенами, этот материал обладает антибактериальными свойствами. Именно этим объясняется отсутствие на старинных фресках лишайников и мха, поверхности таких стен угнетают размножение все микроорганизмов.

Основой штукатурки служит гашеная известь

В качестве наполнителя используют кварцевый песок

Кирпичная крошка удерживает влагу

Пеньковое волокно применяют в качестве армирующей добавки

Толченый уголь древние мастера всегда использовали при изготовлении фресок

Цены на популярные виды штукатурки

Особенности оштукатуривания

Конкретные пропорции выбираются мастером. При этом принимаются во внимание размеры здания, показатели микроклимата в помещении, особенности пользования сооружением по временам года. Все эти факторы оказывают прямое влияние на условия эксплуатации здания и параметры микроклимата в нем. Эти характеристики, в свою очередь, влияют на конкретный состав штукатурки. В среднем необходимо на одну часть извести примерно четыре части песка, но это не конкретный рецепт, а только примерная рекомендация без учета наполнителей и прочих индивидуальных добавок.

Приготовление штукатурного раствора

Цена на строительный миксер

Штукатурка наносится в несколько этапов.

Шаг 1. Намачивание стены. Воды надо много, кирпич должен ее впитать максимальное количество и на максимальную глубину. В некоторых случаях для этого требуется несколько дней, время определяется мастером на основании личного практического опыта и интуиции. Чем больше воды впитает стена, тем дольше штукатурка будет сырой, а это очень важное условие.

Широкой кистью обильно смачивают поверхность стены водой

Шаг 2. Два-три черновых слоя. Наносятся они по очереди, общая толщина в пределах 3 см. Почему надо делать несколько тонких черновых накидок? Связано это с физическими особенностями раствора для штукатурки. Если его сразу набрасывать толстым слоем, то покрытие будет иметь много воздушных карманов различного размера, никакими гладилками их не удалить. Воздушные пузырьки оказывают крайне негативное влияние на прочность и долговечность штукатурки. По этим параметрам она и так намного уступает составам на основании цемента.

Наносят черновой слой штукатурки

Шаг 3. Делают финишный выравнивающий слой толщиной не более 4 м. Здесь уже применяется раствор только из песка и извести, наполнителей нет. Этот слой выполняет функцию основания, он должен быть максимально ровным и однородным. Наличие в нем пеньки и кирпичной крошки не дает возможность краскам равномерно впитываться в сырую поверхность стены.

Наносят выравнивающий слой

Шаг 4. Несколько слоев побелки качественной известью. Такие работы выполняются живописцами непосредственно перед рисованием. Известковая побелка заменит холст для картины.

Завершающий этап подготовки — побелка известью

Важно. В помещении должны полностью отсутствовать сквозняки. На время создания рисунка плотно закрываются окна и двери.

Далее начинается творческий процесс рисования фрески.

Рисование картины

Шаг 1. Подготовка эскиза. Перед началом работы рисуется эскиз композиции, детали не прорисовываются, делается только контур предметов и людей.

Вариант эскиза для фрески

Шаг 2. Перенос эскиза. Вначале размечается площадь и определяется масштаб переноса. Наносятся главные точки привязки, по ним делается первичная вырисовка. Если изображение небольших размеров, то эскиз переносится методом перекалывания: бумага прикладывается к поверхности стены, метки делаются острым кончиком карандаша.

При переносе эскиза на стену следует точно соблюдать пропорции

Шаг 3. Консервация рисунка. После переноса делается так называемый процесс консервации состояния поверхности стены. Фреска полностью закрывается тонкой технической пленкой, она отлично приклеивается к свежей побелке. Воздушные пузырьки удаляются губкой или валиками, за счет чего обеспечивается плотное примыкание. Такой метод позволяет поддерживать штукатурку сырой длительный период времени, а для рисования открывать только те участки, которые можно относительно быстро завершить. Конечно, при этом принимается во внимание особенности композиции, работать необходимо над целым образом, а не его частями.

Часть стены закрывают пленкой, чтобы штукатурка не высохла

Шаг 4. Мастер определяет, какой кусок картины он может нарисовать за день и освобождает от консервации соответствующую площадь стены. Пленка вырезается острым лезвием очень аккуратно, на стене не должны оставляться следы. Поверхность под пленкой постоянно сырая, но не настолько влажная, чтобы это мешало нанесению краски. Определить готовность стены к работе может только опытный живописец.

Для прорисовки очередного фрагмента часть пленки аккуратно удаляют

Практический совет. Если по каким-либо причинам влажность недостаточна, то ее необходимо увлажнить пульверизатором и побелить белилами. Они прозрачные, контур хорошо просвечивается.

По ходу работы рисунок может немного изменяться и корректироваться. Процесс написания надо делать довольно быстро, кисти должны быть мягкими и не оставлять следов на стене. Консистенция краски зависит от стиля фрески. В одних случаях она пастообразная, а в других жидкая и наносится в три-четыре слоя. Общая толщина может достигать нескольких миллиметров.

Краски для росписи по сырой штукатурке

На сырой стене краски отлично соединяются, а кальций при выходе наружу из извести покрывает их защитной пленкой. Российские традиции написания фресок предусматривают использование густых красителей, утверждения о том, что рисунки тонкие и полупрозрачные, являются заблуждением. Метод работы выбирается живописцем, он принимает решение по ходу работы. Рисование фресок имеет свои требования и правила, мастер много лет изучает их и только после этого имеет право заниматься такими работами. Не стоит надеяться, что вам с первого раза удастся создать настоящий рисунок по сырой стене. Мастерству подмастерья у опытных художников учатся длительный период времени.

Цены на различные виды акриловой фасадной краски

Видео — Живопись по сырой штукатурке

Живопись по сырой штукатурке – самый дорогой метод отделки помещений, и теперь у вас есть понимание технологии процесса. Такие работы могут делать только профессиональные художники, самостоятельно можно наносить лишь самые простые композиции и по упрощенной технологии. Разрисованные стены требуют эксклюзивного дизайна помещений, оно должно напоминать старинные здания. Желательно делать все оконные и дверные проемы арочного типа. На страницах нашего сайта есть подробная статья по технологии изготовления арок из гипсокартона, рекомендуем ознакомиться с ее содержанием.

Ссылка на основную публикацию